Избы-читальни Восточного Забайкалья в 1920-е гг.
Аннотация
Статья посвящена изучению становления и деятельности советских политико-просветительных учреждений, создаваемых для обслуживания взрослого крестьянства – изб-читален в Восточном Забайкалье. Автором привлечены ранее не введённые в научный оборот документы из фондов Государственного архива Забайкальского края и Государственного архива Хабаровского края, а также материалы периодической печати 1920-х гг. Уточнено, что создание сети изб-читален в Восточном Забайкалье началось позднее, чем в центральных регионах страны. В годы Гражданской войны местная сеть образовательных и просветительных учреждений была разрушена и её восстановление стало возможным только в условиях Дальневосточной республики. В 1920–1922 гг. в регионе создавались и действовали учреждения разных типов – библиотеки, народные дома, клубы, культурно-просветительные кружки. Однако изученные исторические источники не содержат сведений о избах-читальнях. Основной причиной была децентрализация управления народным образованием и просвещением в республике, а также высокая степень участия населения региона в создании просветительных учреждений. Это обусловило самостоятельность и автономность забайкальских просветительных учреждений для взрослых – они вели свою деятельность без каких-либо планов, программ, инструкций, не были ограничены в определении содержания своей работы. После установления советской власти в Восточном Забайкалье создаются сети изб-читален, которые задумывались как центры политико-просветительной работы региона. Однако их практическая деятельность столкнулась с рядом проблем: недостаток материальных ресурсов и инвентаря, низкая квалификация работников. Кроме того, сложность представляло настороженное, и даже враждебное, отношение местного населения к избам-читальням. Автором изучены мероприятия советской власти, местных ячеек коммунистической партии и комсомола, членов профессиональных союзов, направленные на укрепление забайкальских изб-читален и способы привлечения населения к их работе.