Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи

  • Татьяна Хавенсон Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Татьяна Чиркина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: социально-экономическое положение семьи, образование, неравенство, образовательный выбор, Будон

Аннотация

В работе изучается связь характеристик семьи с выбором образовательной траектории в старших классах. Рассматриваются три ситуации образовательного выбора: выбор между высшим и профессиональным образованием после 9 или 11 класса и выбор вуза по окончании 11 класса. В соответствии с теорией Раймона Будона, эффекты социально-экономического положения семьи на образовательный выбор разделены на первичные и вторичные. Первичные эффекты проявляются в том, что учащиеся из семей с большим количеством различных ресурсов показывают более высокие образовательные достижения. Вторичные эффекты видны в том, что даже при одинаковой успеваемости учащиеся из семей с высоким социально-экономическим положением чаще продолжают обучение по сравнению со сверстниками из семей с низким социальным статусом. Работа основана на данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», запущенного в 2011 г., когда респонденты учились в 8 классе, и продолжающегося до сих пор. Результаты показали, что первичные эффекты ослабевают при переходе из 9-го класса в 11-й. В то же время роль вторичных эффектов возрастает: даже при высокой успеваемости, учащиеся из семей с низким уровнем культурного, образовательного, социального капитала делают выбор в пользу простых образовательных стратегий. И наоборот, учащиеся из семей с высоким социально-экономическим положением, но невысокой успеваемостью делают выбор в пользу высшего образования, а не в пользу профессионального. На основе исследования предлагаются выводы о степени доступности образования в старших классах и университете, а также о вероятных причинах проявления неравенства. Предложены меры для преодоления социально-экономического неравенства на рассматриваемых этапах обучения.

Скачивания

Биографии авторов

Татьяна Хавенсон, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Научный сотрудник, Международная лаборатория анализа образовательной политики, Институт образования; старший преподаватель, кафедра методов сбора и анализа социологической информации, департамент социологии, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: tkhavenson@hse.ru

Татьяна Чиркина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Младший научный сотрудник, Международная лаборатория анализа образовательной политики, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: tchirkina@hse.ru

Опубликован
2019-12-24
Как цитировать
ХавенсонТ. Е., & ЧиркинаТ. А. (2019). Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи. The Journal of Social Policy Studies, 17(4), 539-554. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ