Пространственное конструирование социальной услуги для семей с детьми
Аннотация
Статья посвящена изучению пространственного конструирования социальных услуг для ребенка и семьи в Центрах социальной помощи семье и детям в Москве. На основе концепций экологической модели и пространственной диалектики предлагается новый подход к изучению потребностей семей с детьми в социальных услугах: учет пространственных характеристик предоставления услуг. Описываются и систематизируются трудности или барьеры, с которыми сталкиваются вовлеченные в практики оказания услуг социальные субъекты: руководители организаций, специалисты-практики, работающие с семьями, и члены семей – родители и дети. Для изучения их мнений применена многометодная стратегия сбора данных, учитывающая социальные характеристики каждого социального субъекта. В качестве методов сбора данных использованы фокус-групповые и индивидуальные интервью. Эмпирическую базу (собранную в марте-июне 2016 г.), составили две фокус-группы с участием 22 специалистов из 12 московских Центров социальной помощи семье и детям и 47 интервью с детьми и их родителями (или их замещающими). На втором (дополнительном) количественном этапе применен метод онлайн-анкетирования руководителей и заместителей Центров и филиалов. Анкету заполнили 44 человека из 19 Центров. Основная цель количественного этапа – триангуляция и конвергенция данных о пространстве оказания социальных услуг в Центрах социальной помощи семье и детям Москвы. Доступность услуги для семей с малой мобильностью (ребенок с инвалидностью /раннего возраста) предполагает удобство передвижения до места получения услуги. Делается акцент на развитии услуг, повышающих мобильность маломобильных граждан, в том числе развитии услуг на дому и услуг по сопровождению ребенка по городу.