Знание научное и стигматизированное: особенности конкуренции религии нью-эйдж и академической археологии за легитимность
Аннотация
Андрей Ефимович Тюхтяев – аспирант, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: atiukhtiaev@eu.spb.ru
Статья посвящена проблеме конкуренции между последователями религии нью-эйдж и официальными академическими институциями в лице археологов. Cвязана она с попытками некоторых активистов в рамках паломничества к археологическим памятникам переопределить создаваемые государственными акторами понятия и иерархии. Показано, каким образом происходит взаимодействие дискурсов, свойственных этим двум группам, на примере обращения представителей альтернативной религиозности к научному знанию. Специфика подобного взаимодействия определяется двумя факторами. Во-первых, для религии нью-эйдж свойственна оппозиционность по отношению к официальным властным институтам. Во-вторых, в связи с секуляризацией и утратой религией монополии на производство знания различные религиозные группы обращаются к науке с целью легитимировать собственные убеждения. Именно поэтому для последователей религии нью-эйдж научные данные и элементы академического дискурса оказываются ресурсом для создания собственной экспертной индустрии. Обращение последователей нью-эйдж к науке основано на специфической логике, лежащей в основании «стигматизированного знания». Носители идей нью-эйдж, обращаясь к науке, делают это таким образом, чтобы одновременно легитимировать собственный статус и подвергнуть сомнению статус академии. Для нью-эйдж оказывается важным подчеркнуть факт стигматизации со стороны властных институтов, поскольку это является подтверждением истинности собственных убеждений. В результате альтернативные эксперты в различных дискурсивных практиках разыгрывают воображаемую дискуссию с учеными. В этой дискуссии первые всегда оказываются победителями за счет того, что приписывают ученым идеи, которых те не придерживаются, исходя из критерия несоответствия базовым принципам мировоззрения последователей нью-эйдж. К таким принципам относятся представление о существовании в прошлом человечества «золотого века», а также холистическое мировоззрение, предполагающее единство духовной и материальной сторон жизни. Отвергая легитимный статус академической науки, альтернативные эксперты отказываются и от тех понятий, которые навязываются им со стороны представителей официальных институтов. Стремясь выйти за пределы категории «религия», последователи нью-эйдж в лице альтернативных экспертов нередко позиционируют себя как научный проект.