Модели адаптации стационарных учреждений социального обслуживания к пандемии коронавируса

  • Дарья Карева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Оксана Синявская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Екатерина Шарепина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: стационарные учреждения социального обслуживания, пандемия коронавируса, модели адаптации, концепция кризисного управления, трансформирующая агентность

Аннотация

Пандемия COVID‑19 стала угрозой для здоровья и жизни жителей учреждений стационарного ухода, так как бóльшая часть из них имела заболевания, вызывающие осложнения несовместимые с жизнью, а высокая плотность размещения способствовала быстрому распространению инфекции. Статья посвящена анализу моделей адаптации учреждений ухода к вызовам пандемии, таким как необходимость соблюдения мер социальной дистанции, незапланированные траты, снижение доступности медицинской помощи на местах, трансформация режима жизни и работы сотрудников, изоляция постояльцев и связанные с этим психологические сложности. Собрано 25 полуструктурированных интервью с руководителями частных и государственных стационарных учреждений в 12 субъектах РФ, а также пять интервью с представителями региональных органов власти и НКО. Анализ трансформации деятельности учреждений проведен с позиции концепции кризисного управления. Выделены модели адаптации, которые построены на базе трех основных характеристик, описывающих действия учреждений – типы агентности, контроль и управление организацией, инструменты решения проблем. На пересечении соответствующих осей определены пять моделей адаптации, которые подчеркивают высокую роль проактивной позиции и трансформирующего действия в преодолении вызовов пандемии. Развитие теории трансформирующей агентности связано с выделением трех типов агентности – опосредованной, индивидуальной и коллективной, в зависимости от того, кто является инициатором действия и осуществляет контроль – внешний агент или структура, отдельный агент (лидер) или коллектив соответственно. Понимание механизмов перестройки деятельности в условиях вынужденной адаптации к пандемии может стать основой для выстраивания социальной структуры таких организаций в условиях трансформации действующей системы социального обслуживания в России, начатого в 2018 г.

Скачивания

Биографии авторов

Дарья Карева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мл.н.с., Институт социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: dkareva@hse.ru

Оксана Синявская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К.эконом.н., заместитель директора, Институт социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: osinyavskaya@hse.ru

Екатерина Шарепина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аспирант, Институт демографии имени А.Г. Вишневского, мл.н.с., Институт социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: eaandreeva@hse.ru

Опубликован
2023-06-06
Как цитировать
КареваД., СинявскаяО., & ШарепинаЕ. (2023). Модели адаптации стационарных учреждений социального обслуживания к пандемии коронавируса. The Journal of Social Policy Studies, 21(1), 61-78. https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-1-61-78
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19