Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля

  • Ольга Савинская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Наталия Лебедева Казанский федеральный университет
  • Ксения Вилкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: гендерное неравенство, высшее образование, STEM-образование, гендерные стереотипы, угроза подтверждения стереотипа, имплицитные теории

Аннотация

В статье представлен обзор публикаций об измерении и анализе гендерных стереотипов в высшем образовании, опубликованных в международных журналах за последние тридцать лет (1990–2020) с целью систематизировать теоретико-­методологические подходы к определению гендерных стереотипов в STEM-образовании и обозначить их роль в трансформационных процессах современного высшего образования и развитии социокультурной открытости современных университетских сред. Для достижения цели использованы как открытые (Google Scholar), так и закрытые (JSTOR, EBSCO, Scopus, Web of Science, American Psychological Association) базы научных публикаций. В результате отбора для анализа использована 61 статья, посвященная следующим темам: способность и уверенность в своих способностях в STEM-предметах, самооценка, настойчивость, гендерные роли, мотивация, ценности, социальный дискомфорт, низкая доля девушек в технических специальностях, гендерный разрыв в достижениях, неравномерный отсев студентов, разные карьерные планы. Одним из критериев отбора и фактором измерения послужили гендерные стереотипы в высшем образовании. На основе проанализированных статей предлагается определение гендерных стереотипов, выделяются позитивные и негативные стереотипы и их значение для формирования неравенства, подробно описываются популярные психологические теории гендерных стереотипов – угроза подтверждения стереотипа и имплицитные теории, описываются методики их измерения. Раскрывается, как гендерные стереотипы позволяют изучить основные аспекты гендерного неравенства в высшем образовании: статус меньшинства в академической среде, связь гендерной и профессиональной идентичности, мотивация, настойчивость и студенческий отсев, устойчивость в получении STEM-профессии. Обозначается необходимость дальнейшего межстранового исследования и развития методик измерения гендерного неравенства. Ставится вопрос о возможности осознанного выбора профессионального пути в современном высшем образовании.

Скачивания

Биографии авторов

Ольга Савинская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К. с. н., доцент, Департамент социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва. Электронная почта: osavinskaya@hse.ru

Наталия Лебедева, Казанский федеральный университет

Н. с., институт «Психологии и образования», Казанский федеральный университет, Казань, Россия; аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: natty.lebedeva@gmail.com

Ксения Вилкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

мл. н. с., Центр социологии высшего образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: kvilkova@hse.ru

Опубликован
2022-12-20
Как цитировать
СавинскаяО., ЛебедеваН., & ВилковаК. (2022). Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля. The Journal of Social Policy Studies, 20(3), 505-520. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-505-520
Раздел
ФАКТОРЫ НЕРАВЕНСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА