«Сознательные» родители и пациенты: что изучают на курсах подготовки к родам

  • Анна Ожиганова Институт этнологии и антропологии РАН
Ключевые слова: подготовка к родам, авторитетное знание, медикализация родов, сознательное родительство, ответственность

Аннотация

Практика обучения беременных женщин на специальных курсах приобретает все большую популярность в связи с широким распространением сознательного родительства. Подготовка к родам выполняет множество различных функций: получение информации, физическую тренировку, гендерную социализацию, общение, психологическую настройку и пр. В статье на основе полевых материалов, включающих интервью с женщинами и инструкторами, а также данных включенного наблюдения рассматриваются различные стили подготовки к родам, представленные в родительских центрах. Концепция авторитетного знания о беременности и родах позволяет провести анализ знания, которое производится и передается в рамках подготовки к родам и охарактеризовать его как своеобразный синтез (био)медицинского и альтернативного знания, в том числе опытного знания индивидуальных (домашних) акушерок. Этот подход также обращает внимание на форму распределения авторитетного знания, обусловленную характером взаимоотношений между акторами – горизонтальными (партнерскими) или иерархичными (патерналистскими). Автор приходит к выводу о существовании нескольких моделей подготовки к родам, которые условно можно обозначить как радикальный, неолиберальный, традиционалистский и рефлексивный. Радикальный вариант подготовки, восходящий к модели, сложившейся в среде альтернативных родителей в 1980–1990‑е гг., использует риторику личной ответственности женщины за исход родов и не рассматривает беременных женщин как пациенток. Неолиберальная модель, тесно связанная с идеологией интенсивного материнства, ориентируется прежде всего на экспертное знание врачей, но также на знание профессиональных акушерок и руководителей курсов подготовки к родам. Традиционалистский подход апеллирует к патриархатным семейным ценностям и гендерным ролям, и стремится к воссозданию атмосферы расширенной семьи и доброжелательному общению в «женском круге». В рамках рефлексивного подхода предпочтение отдается психологическим и медитативным практикам, подготовка к родам позиционируется как творческий проект самой женщины, в который вкладываются важные смыслы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Анна Ожиганова, Институт этнологии и антропологии РАН

К.истор.н., ст. н. с., Центр медицинской антропологии, Институт этнологии и антропологии РАН, Москва, Россия. ORCID ID: 0000–0002–2283–4925. Электронная почта: anna-ozhiganova@yandex.ru

Опубликован
2022-07-28
Как цитировать
Ожиганова, А. (2022). «Сознательные» родители и пациенты: что изучают на курсах подготовки к родам. The Journal of Social Policy Studies, 20(2), 229-246. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-2-229-246
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ