Достижительная женственность: медийная репрезентация успешной профессиональной карьеры

  • Елена Рождественская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Анастасия Воронкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: достижительная женственность, медийная репрезентация, профессиональный успех, карьера, гендер

Аннотация

В статье анализируются репрезентации в медиа­дискурсе феномена достижительной женственности, выражающейся в карьерном успехе и лидерстве женщин-­предпринимательниц и представительниц топ-менеджмента. Медиадискурс понимается как производный для циркулирующих в обществе смыслов, связанных с предпринимательским трудом и управленческой карьерой. На концептуальном уровне осуществляется сдвиг к гендеризованному пониманию предпринимательства и лидерства в менеджменте как работы, т. е. карьеры с ее гендерными режимами и балансом жизни и труда. Авторы приходят к выводу, что понимание и устранение гендерного неравенства в этих сферах связано с реконцептуализацией предпринимательской деятельности и высшего менеджмента как работы, выполняемой не андрогинными профессионалами, но женщинами, осознающими свои гендерные отличия, обладающими телесностью, рефлексирующими над издержками традиционной культуры в контексте деловой. Концептуальная рамка статьи увязывает гендер и властную лидерскую позицию через категорию гендерного гражданства. В этом смысле проанализированные профессиональные женские карьеры (N=20), получившие отражение в медийном формате, дают представление о том, из каких компонентов складывается публичный дискурс о женской достижительности в поисках ее легитимности. Анализ выделяет десять итоговых компонент: образование и непрерывное самообразование как накапливаемый социально-­профессиональный капитал; самоанализ и рационализация карьерного пути как способ выстраивания женской субъектности; слом стереотипов в семейном кругу и компромиссы со стереотипами в профессиональной карьере; ролевые модели со сдвигом на женские образцы подражания; амбивалентное женское лидерство и поддерживающая среда женских сообществ; дискурсивно гибкий женский стиль лидерства; самолимитирование, низкая самооценка и низкая конкурентоспособность как отрефлексированные барьеры в карьере; коллеги-­мужчины как конкурирующие соратники; рационализация баланса жизни и труда в бизнес-­логике проекта; недоверие к квотированию как институциальному механизму; поиск солидаристских женских эко-систем.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Елена Рождественская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Д. социол. н., профессор, кафедра анализа социальных институтов департамента социологии; в. н. с., Международная лаборатория исследований социальной интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; в. н. с., Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. Электронная почта: erozhdestvenskaya@hse.ru

Анастасия Воронкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Магистр направления «Социально-­политическое развитие и вызовы стран современной Азии», преподавательница лицея, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: Tokaari@mail.ru

Опубликован
2022-04-23
Как цитировать
РождественскаяЕ. Ю., & ВоронковаА. И. (2022). Достижительная женственность: медийная репрезентация успешной профессиональной карьеры. The Journal of Social Policy Studies, 20(1), 37-52. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-37-52
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ