Достижительная женственность: медийная репрезентация успешной профессиональной карьеры
Аннотация
В статье анализируются репрезентации в медиадискурсе феномена достижительной женственности, выражающейся в карьерном успехе и лидерстве женщин-предпринимательниц и представительниц топ-менеджмента. Медиадискурс понимается как производный для циркулирующих в обществе смыслов, связанных с предпринимательским трудом и управленческой карьерой. На концептуальном уровне осуществляется сдвиг к гендеризованному пониманию предпринимательства и лидерства в менеджменте как работы, т. е. карьеры с ее гендерными режимами и балансом жизни и труда. Авторы приходят к выводу, что понимание и устранение гендерного неравенства в этих сферах связано с реконцептуализацией предпринимательской деятельности и высшего менеджмента как работы, выполняемой не андрогинными профессионалами, но женщинами, осознающими свои гендерные отличия, обладающими телесностью, рефлексирующими над издержками традиционной культуры в контексте деловой. Концептуальная рамка статьи увязывает гендер и властную лидерскую позицию через категорию гендерного гражданства. В этом смысле проанализированные профессиональные женские карьеры (N=20), получившие отражение в медийном формате, дают представление о том, из каких компонентов складывается публичный дискурс о женской достижительности в поисках ее легитимности. Анализ выделяет десять итоговых компонент: образование и непрерывное самообразование как накапливаемый социально-профессиональный капитал; самоанализ и рационализация карьерного пути как способ выстраивания женской субъектности; слом стереотипов в семейном кругу и компромиссы со стереотипами в профессиональной карьере; ролевые модели со сдвигом на женские образцы подражания; амбивалентное женское лидерство и поддерживающая среда женских сообществ; дискурсивно гибкий женский стиль лидерства; самолимитирование, низкая самооценка и низкая конкурентоспособность как отрефлексированные барьеры в карьере; коллеги-мужчины как конкурирующие соратники; рационализация баланса жизни и труда в бизнес-логике проекта; недоверие к квотированию как институциальному механизму; поиск солидаристских женских эко-систем.