Бизнес и социальное предпринимательство: обзор основных теоретических моделей

  • Любовь Лебединцева Санкт-Петербургский государственный университет
  • Павел Дерюгин Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: социальное предпринимательство, англо-американская модель, континентальная модель, синтетические модели, социальная ценность

Аннотация

В статье представлен обзор основных подходов западных авторов к пониманию социального предпринимательства. Исследовательский интерес в этой сфере заключается в выявлении возможных вариантов сочетания коммерческой (деловой) и некоммерческой (благотворительной) активности предприятий в условиях современной экономики. Историческое развитие социального предпринимательства изначально проходило в двух различающихся логиках – англо-американской и западноевропейской (континентальной), – что способствовало возникновению двух разных теоретических моделей. Выявляются характерные черты и сущностные особенности каждой из моделей. Отмечается, что в Великобритании и США издавна существуют традиции предпринимательства населения как эффективного средства решения социальных проблем, в то время как в континентальных странах Западной Европы, в рамках романо-германской системы права, значительную часть решения таких проблем берет на себя государство, хотя католические и протестантские церковные приходы также отчасти выполняли социальную миссию. Исходя из этих различий, складываются разные традиции в развитии организационных, управленческих, ценностных форм социального предпринимательства. Авторами отмечается, что в современных условиях происходит конвергенция двух теоретических моделей, прослеживается формирование универсальной (синтетической) модели, основанной на стирании существенных различий в практиках развития социального предпринимательства. Внимание уделяется анализу современных форм социального предпринимательства, в частности, выявлению ориентаций предпринимательства, его миссии и целей. Анализ исследований показывает, что, с одной стороны, в современных экономических условиях преобладающее большинство социальных предприятий вынужденно или по доброй воле включаются в коммерческую деятельность. С другой стороны, все коммерческие предприятия для достижения долгосрочного успеха и процветания должны в своей деятельности ориентироваться на выполнение социально значимых задач и достижение социального эффекта. Делается вывод, что современное социальное предпринимательство имеет гибридные формы организации, опирается на социально-ориентированную цель (миссию), ориентируется на производство социального изменения и решение социальных проблем посредством деятельности, приносящей доход и построенной на основе использования бизнес-технологий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Любовь Лебединцева, Санкт-Петербургский государственный университет

Д.с.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: llebedintseva879@gmail.com

Павел Дерюгин, Санкт-Петербургский государственный университет

Д.с.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: deriuginpav@yandex.ru

Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
Лебединцева, Л. А., & Дерюгин, П. П. (2021). Бизнес и социальное предпринимательство: обзор основных теоретических моделей. The Journal of Social Policy Studies, 19(1), 155-165. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-155-165