Кампании по упорядочению пользования служебными автомобилями в СССР (конец 1950-х‑1980-е гг.)
Аннотация
Статья посвящена проблеме, не являвшейся ранее предметом специального исследования в исторической и социологической литературе, – кампаниям по упорядочению пользования служебными автомобилями в СССР в контексте борьбы с привилегиями советского «правящего класса». Исследование подготовлено на базе архивных документов, впервые введенных автором в научный оборот, нормативно-правовых актов, материалов периодической печати, источников личного происхождения. В исследовании автор исходит из признания привилегий для членов партийно-хозяйственной номенклатуры в СССР, носивших «вещный» характер и выражавшихся в том числе в предоставлении части государственного имущества в личное пользование. Основное место уделяется периоду «оттепели», поскольку в конце 1950-х гг. очевидные излишества в материально-бытовом обеспечении номенклатуры впервые стали рассматриваться как социальная проблема. С одной стороны, это обусловливалось пополнением отечественного автопарка; с другой – провозглашением построения общества социальной справедливости. Кампания не прибавила популярности Н. С. Хрущеву в рядах номенклатуры и способствовала его отстранению от власти. В последующие годы все попытки изменить доступ служащих госаппарата к ведомственному транспорту предусматривали мероприятия, опробованные на рубеже 1950–1960-х гг.: передачу машин в автохозяйства общего пользования, уменьшение расходов на содержание служебных машин, использование их без штатных водителей, сокращение парка специальных машин. И ни одна из этих реформ не явилась сколько-нибудь результативной. На примере кампаний по упорядочению пользования ведомственным транспортом в статье рассматривается социальный аспект советской автомобилизации. Автор доказывает, что автомобиль в СССР являлся не только средством передвижения, а одним из важнейших элементов социального порядка. Наделенный символической функцией престижности и принадлежности к привилегированному меньшинству, он выступал своеобразным маркером стратификации общества. В этой связи реформирование служебного автопарка было обречено на неудачу и являлось классическим примером попытки реализации политической утопии по достижению социального равенства.