Границы джамаата: особенности функционирования дагестанских транслокальных сообществ в условиях внутрироссийской миграции
Аннотация
В статье анализируется современное устройство и функционирование дагестанских сельских сообществ, представители которых участвуют во внутрироссийской миграции (в качестве примера выбрана миграция в города Западной Сибири). В качестве теоретической «линзы» были выбраны положения концепций транснационализма и транслокальности, которые позволяют рассматривать мигранта и его социальный мир без отрыва от его отправляющего сельского сообщества (джамаата). Выдвигается положение, что дагестанское сельское сообщество в ходе миграционных процессов последних десятилетий перестает существовать как локальный социальный организм. Пришедшее ему на смену транслокальное сообщество организовано по принципу «глобальной деревни» и состоит из мигрантов, членов их семей и немигрантов, оставшихся в селении. Транслокальные мигранты, чье жизненное пространство включает несколько удаленных друг от друга географических точек, продолжают строить свою идентичность и свои социальные сети на принадлежности к тому или иному дагестанскому селению. Отправляющее сельское сообщество важно для мигрантов как арена демонстрации собственной успешности и место, куда вкладываются финансовые средства. Мигранты не только вкладывают силы и средства в собственные домохозяйства, оставшиеся в селениях, но и сообща помогают родным селам. Брачные стратегии мигрантов связаны с сельским сообществом. Кроме того, родное село воспринимается как единственно возможное место погребения умерших мигрантов. Большую роль в консолидации транслокального джамаата играют Интернет-ресурсы – социальные сети и мессенджеры, позволяющие строить сети и поддерживать связь с земляками в реальном времени. Ориентация на сохранение приоритета сельской локальности при переселении за пределы села и Республики Дагестан, поддержание транслокальных связей формируют новый социальный организм – мультилокальное сообщество.