Преподавание истории маргинальности: перспективы и вызовы

  • Дарья Борисовна Вершинина Пермский государственный университет
Ключевые слова: маргинальность, маргинализация, история маргинальности, дискриминация, прикладные исторические исследования

Аннотация

Дарья Борисовна Вершинина – к. и. н., доцент, кафедра всеобщей истории, Пермский государственный университет, Пермь, Россия. Электронная почта: daryapros@yandex.ru

Хотя в странах Запада проблемы маргинализации активно интегрируются в исторические исследования, российские историки по-прежнему с сом­нением смотрят на перспективы анализа этого феномена. Курсы, посвященные исследованию исторических процессов сквозь призму маргинализации и дискриминации, практически отсутствуют в учебных планах университетов, а студенты меньше подготовлены к восприятию истории не только как жизни и деятельности победителей, но и как борьбы и существования побежденных и угнетенных. Статья посвящена опыту преподавания курса по истории маргинальных сообществ в рамках магистратуры в Пермском государственном университете и затрагивает как вопросы структуры курса, так и дискуссионные вопросы, поднимаемые в ходе работы со студентами, а также проблемные точки и перспективы развития подобной тематики в университетском пространстве. Автор отмечает причины невостребованности проблематики, связанной с процессами маргинализации, в российском университетском образовании и научном пространстве, делая вывод о значимости знакомства студентов с подобным новым взглядом на социальные процессы. Вписывая историю маргинальности в важные для социального знания теоретические рамки (гендерная теория, квир-теория, постколониальная и критическая расовая теории), автор демонстрирует, как анализ кейсов, связанных с маргинализацией, может способствовать более глубокому пониманию феномена исторического процесса студентами и критике ими имеющихся исследований маргинальностей, поскольку последние зачастую репрезентируют властный или колониальный дискурс вместо предоставления меньшинствам и маргинализируемым группам права говорить от своего имени. В то же время курс демонстрирует студентам то, как дискурс колонизатора / властвующего может присваиваться самими колонизируемыми / подчиняющимися и становиться как инструментом освобождения, так и механизмом самомаргинализации. В завершение автор приходит к выводу об успешном опыте преподавания курса по истории маргинальности и отмечает перспективность таких подходов для формирования исторического сознания студентов магистратуры.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Дарья Борисовна Вершинина, Пермский государственный университет

К. и. н., доцент, кафедра всеобщей истории, Пермский государственный университет, Пермь, Россия.

Опубликован
2018-07-03
Как цитировать
Вершинина, Д. (2018). Преподавание истории маргинальности: перспективы и вызовы. The Journal of Social Policy Studies, 16(2), 387-394. https://doi.org/https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-2-387-394