Тактики «маргиналов»: к проблеме методологии аутсайдерского искусства (постсоветский кейс)

  • Анна Суворова Пермский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова: искусство аутсайдеров, методология, теория дискурса, стратегии, тактики

Аннотация

Анна Суворова – кандидат искусствоведения, доцент, кафедра культурологии и социально-гуманитарных технологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия. Электронная почта: suvorova_anna@mail.ru

В статье обозначается проблема поиска релевантной методологии для анализа аутсайдерского искусства. Его изучение часто проводится при помощи концепта бессознательного и с позиций формального и семиотического анализа. Автор, напротив, изучает дискурсивность искусства и его связь с другими социальными полями (например, массовая культура и политика). В качестве релевантного подхода предлагается использование понятий дискурса, стратегий и тактик в интерпретации Мишеля де Серто. Де Серто называет стратегией расчет отношений сил, включающий утверждение собственного места, обладание которым дает преференции в управлении. Согласно этому подходу, различаются стратегии, которыми можно обозначить «большое искусство», поля политики, общества и науки. Стратегиям противостоят тактики аутсайдеров. Среди которых на основе анализа выделяются: тактики присваивания, захват «места другого», имитация стратегии, манипулирование и использование слабости. В качестве кейса, на основе которого происходит апробация указанного методологического подхода, выбираются истории художников-аутсайдеров, которые работали в период 1990-х начала 2010-х гг., но принадлежали разным поколениям. Опираясь на материалы интервью, произведения художников этого круга раскрываются через применение указанных тактик в искусстве аутсайдеров. Так, «браконьерство тактик» развивается в присваивании «метанарратива». Визуально это может проявляться через «захват нарратива», заимствование содержания из литературы, телепередач, увиденного в высоком искусстве – всего того, что было рождено полем «большой культуры». Подобная практика очень широко распространена в контексте маргинального и аутсайдерского искусства: пространства имитирующие ситуации музея, выставочного зала оказываются симулякром стратегии. Эти пространства – в терминологии де Серто «не-места» – формируют определенную силу тактик. Другими важными тактиками оказываются симуляция, притворство, переворачивание соотношения сил.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Анна Суворова, Пермский государственный национальный исследовательский университет

Кандидат искусствоведения, доцент, кафедра культурологии и социально-гуманитарных технологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь.

Опубликован
2018-07-03
Как цитировать
СувороваА. (2018). Тактики «маргиналов»: к проблеме методологии аутсайдерского искусства (постсоветский кейс). The Journal of Social Policy Studies, 16(2), 237-250. https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-2-237-250
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ