Социальное включение пожилых: продление занятости или «продвинутый» досуг?
Аннотация
Александра Владимировна Дмитриева – к. с.н., научный сотрудник Университета ИТМО, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: alexandra.dmitrieva.uni@gmail.com
Основной исследовательский вопрос статьи заключался в том, связана ли мотивация пожилых для обучения на предлагаемых государством курсах ИКТ-грамотности только с их желанием разнообразить досуг, освоить новую практику, не актуализируя при этом рациональные смыслы получаемых навыков. Исследование проводилось в рамках стратегии множественного кейс-стади. В статье раскрывается мотивация посещения специализированных курсов компьютерной грамотности, анализируется взаимодействие пожилых как непосредственно в процессе обучения на курсах, так и при самостоятельном овладении компьютером. В центре исследования – случай одной из организаций («Школы третьего возраста» Невского района Санкт-Петербурга), на базе которой возник целый ряд сообществ пожилых, а также широко представлены обучающие возможности, в том числе, курсы компьютерной грамотности. На втором этапе исследования, в качестве дополнительного вопроса выяснялось, что, если приобретение навыка ИКТ-грамотности не является центральным фактором включения пожилых в новую деятельность, то может ли разно образие предлагаемых услуг создавать условия для улучшения включения пожилых в активную жизнь через сферу досуга и создания новых сообществ? Выявлено, что предоставление возможностей для участия пожилых в разных формах деятельности, направленных на создание долгосрочных партнерских, социально ориентированных, а не клиентских отношений, могло бы принести значимые результаты, в развитии взаимопомощи пожилых или их помощи в других организациях. Однако исследованный случай организации, существовавшей 12 лет в Невском районе и оставшейся без государственной поддержки, показывает, что государство не заинтересовано в партнерских отношениях с пожилыми. А государственные структуры скорее игнорируют общественные организации для пожилых, предлагающие «продвинутый», а не развлекательный досуг и возможности создания новых сообществ в период ухода из трудового коллектива.