Альтернативы развития социальной защиты населения

  • Татьяна Михайловна Малева РАНХиГС
  • Елена Михайловна Авраамова РАНХиГС
Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, бедность, социальная эксклюзия, социальные услуги

Аннотация

Татьяна Михайловна Малева – к. э.н., директор Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия. Электронная почта: maleva-tm@ranepa.ru

Елена Михайловна Авраамова – д. э.н., профессор, заведующая лабораторией Исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия. Электронная почта: avraamova-em@ranepa.ru

DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-4-559-572

Ситуация экономической рецессии обнажила системные дисфункции развития социальной защиты, главными из которых являются структурные: в результате ошибок включения / исключения из состава получателей мер социальной защиты помощь попадает не только бедным, и социальная защита становится недостаточно эффективной. Растущие масштабы бедности, с одной стороны, и структурные дисфункции системы социальной защиты (ССЗ), с другой, требуют реформирования соцзащиты для ее большей результативности. При консенсусе в отношении необходимости реформирования можно предложить альтернативы развития социальной защиты, анализ которых составляет основной предмет статьи. Первой альтернативой в выборе направлений реформирования является изменение основной учетной единицы: будет это индивид или домохозяйство. Подход с позиций домохозяйства, который представляется более логичным, требует применения методик интегральной оценки благосостояния домохозяйств, но их сегодня существует несколько. Нами представлена методика, учитывающая не только доходы членов домохозяйства, но и показатели, отражающие размер сбережений, жилищные условия и имущественную обеспеченность. В качестве второй альтернативы анализируются подходы на основании нуждаемости, с одной стороны, и с позиций социального исключения (эксклюзии) – с другой. Современная система социальной защиты должна обеспечивать и минимально приемлемый уровень дохода, и доступ к ресурсам для развития: образованию, занятости, медицинским услугам. Показано, что учет эксклюзий в большей степени соответствует адресному принципу социальной защиты. Другой альтернативой развития ССЗ является новое определение ее основного субъекта: это может быть государство или более широкое представительство участников рынка социальных услуг в форме НКО, бизнеса, волонтеров. Ориентация преимущественно на государственные органы как основного поставщика социальных услуг создает дефицит и объективно снижает качество услуг. Переход к адресному принципу, учет социальных эксклюзий, расширение числа поставщиков социальных услуг составляют комплекс мер, имеющих больший потенциал исправления текущих затруднений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Татьяна Михайловна Малева, РАНХиГС

к. э.н., директор Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

Елена Михайловна Авраамова, РАНХиГС

д. э.н., профессор, заведующая лабораторией Исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия.

Опубликован
2017-12-23
Как цитировать
МалеваТ. М., & АвраамоваЕ. М. (2017). Альтернативы развития социальной защиты населения. The Journal of Social Policy Studies, 15(4), 559-572. https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-4-559-572
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ