«Практика заботы» Луиджины Мортари как социологический паззл
Аннотация
Антон Александрович Смолькин – к. с.н., зав.кафедрой гуманитарных дисциплин Института общественных наук РАНХиГС; научный сотрудник МВШСЭН, Москва, Россия. Электронная почта: anton.smolkin@gmail.com
Обзор посвящен анализу концепции итальянского философа Луиджины Мортари, развивающей идеи Хайдеггера о заботе как фундаментальном компоненте человеческого существования. Этот сюжет может выступать ресурсом объяснения социального, учитывая беспрецедентность масштабов необходимой людям как биологическому виду заботы друг о друге, от материнского внимания до некоторых форм разделения труда. Согласно Мортари, забота (care) подразумевает удовлетворение таких потребностей Другого, которые тот не способен удовлетворить самостоятельно, в противном случае речь идет об обслуживании (service), при этом предметом подлинной заботы может быть лишь удовлетворение жизненно важных потребностей. Долгое время забота как самостоятельная ценность оказывалась на периферии исследовательских интересов, предпочтение отдавалось идеологически более привлекательной автономности; однако человек лишь часть жизни проводит в состоянии автономии, и в этот период обычно сам выступает источником заботы. Отсюда критика Мортари либерального взгляда на автономность как цель и ключевую ценность, а не один из этапов жизни, что открывает перспективы понимания недостижимости автономии кроме как ценой разрушения социального. Однако критика либеральной модели автономности может иметь нежелательные политические последствия, оборачиваясь оправданием патернализма и тоталитаризма. Дополнительную сложность Мортари обнаруживает в неформализуемости заботы о Другом из-за его принципиальной непознаваемости, что налагает на заботящегося особую ответственность. Например, быть хорошей медсестрой не означает строгое соблюдение должностных инструкций – необходимые компетенции нарабатываются опытным путем – благодаря переосмыслению случаев из практики. Мортари утверждает, что забота обесценена и не вознаграждается адекватным образом потому что это женская функция, но допустимо предположить, что основную роль здесь сыграла ее неизмеряемость и неформализованность. Идеализируя заботу как одаривающее действие, в своей критике моссовской концепции дара, Мортари игнорирует функции дара по сборке социального.