Региональные медиа о социальной адаптации выпускников детских домов: тематический анализ публикаций за период 2014–2015 гг.
Аннотация
Роман Николаевич Абрамов – к. с.н., доцент департамента социологии НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института социологии РАН, Москва, Россия. Электронная почта: rabramov@hse.ru
Ксения Александровна Антонова – аспирант факультета социальных наук НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: ksantonova@yandex.ru
Статья характеризует образ выпускников детских домов, формируемый СМИ. С помощью автоматизированного мониторинга средств массовой информации «Медиалогия» проанализированы тематические публикации в семи регионах: Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Калининград, Новосибирск, Тверь, Ярославль. Целевую выборку для текстового анализа составили первые сто статей, с наивысшим рейтингом повторного цитирования и републикаций. Анализ позволил построить тематическую карту освещения социальной адаптации выпускников детских домов. Публикации в основном сосредоточены на вопросах прав и льгот (в том числе и на получении жилья выпускниками при достижении совершеннолетия), на организации помощи в адаптации к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома со стороны государства, НКО и частных инициатив волонтеров. На основе материалов публикаций, связанных с личными и обобщенными историями выпускников детских домов, осуществлена тематическая типологизация медиа-образов представителей этой социальной группы: позитивный-самостоятельный («успешно адаптированный выпускник детского дома, добившийся всего сам»), позитивный-пассивный («взрослый ребенок»), негативный-самостоятельный («проблемная часть общества», девиант) и негативный-пассивный («детдомовец» как социальная стигма). Отмечается, что именно «пассивные» медийные образы наиболее распространены в прессе, они стигматизируют выпускников детского дома, позиционируя их как неадаптированных к «реальной» жизни. «Позитивный-самостоятельный» медийный образ встречается редко, как правило, только в контексте построения успешной карьеры. Данный образ соотносится с конкретными индивидуальными биографиями, которые становятся материалом для публикаций, в то время как остальные медийные образы лишены личностной или гендерной характеристики. Формируемая СМИ «типичная» траектория социализации выпускника не учитывает применяемые современные педагогические и психологические практики, связанные с индивидуальной работой воспитателей и социальных работников с сиротами, готовящимся к выпуску из детского дома или интерната. Показано, что основной корпус материалов, посвященных выпускникам детских домов не отражает всего разнообразия проблем и вызовов, стоящих перед ними.