Реформа системы воспитания в приемной семье и социальное партнерство в Нижегородской области
Аннотация
Юко Никула – PhD, Ведущий исследователь Финского центра Российских и Восточно-Европейских исследований университета Хельсинки, Финляндия. Электронная почта: jounikul@gmail.com
Нина Николаевна Ивашиненко – д.э.н., профессор, заведующая кафедрой Экономической социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, руководитель лаборатории ННГУ ИСЭПН РАН, Нижний Новгород, Россия. Электронная почта: nni@fsn.unn.ru
В статье обсуждается современная реформа российской системы воспитания в приемных семьях и анализируются возможности развития партнерства между различными заинтересованными сторонами. Мы задаемся вопросом, какова роль неправительственных организаций (НПО) в реализации программ, связанных с реформой системы социальной защиты детей. Этот вопрос осмысляется из перспективы социального партнерства. Главными характеристиками социального партнерства выступает специализированность, добровольность и сотрудничество, направленные на решение общих проблем. Однако не всякое сотрудничество между государственными органами и неправительственными организациями является партнерством. Успешное партнерство характеризуется следующими особенностями: взаимное доверие; дополнительные преимущества; взаимная ответственность; совместное принятие решений; четко сформулированные цели; справедливое распределение затрат и преимуществ; использование индикаторов измерения эффективности и механизмов мониторинга достигнутых результатов; четкое распределение обязанностей всех сторон. Роль негосударственных акторов в системе социальной защиты и предоставлении других социальных сервисов возрастает вследствие неблагоприятных демографических тенденций и сокращающейся экономической базы, находящейся в распоряжении государства и используемой для предоставления социальных услуг. Усилия государства, направленные на демонтаж бывшей централизованной, государственно-ориентированной системы благосостояния населения также привели к передаче на аутсорсинг неправительственным организациям ранее государственных обязательств и услуг в системе социальной защиты детей. Вместе с возрастанием роли НПО в данных процессах, появилось много новых вопросов о качестве их деятельности и наличии необходимых навыков для ее реализации. Таким образом, расширение социальных функций НПО в трансформировании системы социальной защиты детей потенциально производит как возможности, так и риски для ее реализации. Несмотря на появление первых ростков партнерства между госорганами и НПО в этой сфере, их отношения пока не равноправны. Государственные органы располагают властными и финансовыми ресурсами и во многих случаях общественной поддержкой; НПО обладают энтузиазмом, навыками и гибкостью подходов. Российские НПО нуждаются в укреплении своего социального статуса и повышении качества своей работы, что позволит им получить право собственного голоса в определении их позиций в партнерстве с различными государственными субъектами.