Социальное самочувствие молодых работников промышленных предприятий: индикаторы и факторы
Аннотация
Владислав Юрьевич Бочаров – к.соц.н., доцент кафедры социологии и культурологии Самарского национального исследовательского университета, ассоциированный научный сотрудник СИ РАН, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: vlad.bocharov@gmail.com
Юлия Владимировна Васькина – к.соц.н., доцент кафедры социологии и культурологии Самарского национального исследовательского университета, ассоциированный научный сотрудник СИ РАН, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: vaskina18.05@gmail.com
В статье рассматривается специфика индикаторов социального самочувствия, выделяемых исследователями в европейских и российских замерах. На основе сравнения понятий «социальное самочувствие» и «субъективное благополучие» выделяются общие для отечественных и зарубежных подходов индикаторы для их анализа: удовлетворенность жизнью в целом и уверенность в завтрашнем дне. Цель анализа – выявление факторов, определяющих социальное самочувствие. Прикладное значение такого знания – коррекция направлений социальной политики предприятий, которые влияют на самочувствие работников. Актуальность изменений связана с наблюдаемой на отечественных промышленных предприятиях устойчивой тенденции оттока кадров. В статье анализируется влияние на социальное самочувствие двух групп факторов: производственных (условия труда, заработная плата и т. д.) и внепроизводственных (жилищные условия). Важность этих факторов подтверждается с помощью корреляционного анализа данных массовых опросов среди молодых (до 30 лет) работников российских промышленных предприятий. Для такого анализа использованы данные социологических исследований, выполненных в режиме мониторинга по единой методологии в одном из российских регионов Поволжья в 2012–2014 гг. Для этой статьи с помощью программы SPSS из общих массивов ответов работников промышленности за 2012–2013 гг. были отобраны ответы молодых работников (2012 г. – N=242, 2013 г. – N=168), а также взяты данные опроса 2014 г. «молодых специалистов» (N=122). При опросе 2014 г. дополнительным критерием отбора респондентов (помимо возрастного) выступало среднее или высшее профессиональное образование по специальности или профессии, предполагающей трудоустройство в промышленности, поэтому они были названы в исследовании «молодые специалисты». Взаимосвязи между социальным самочувствием работников и разными факторами позволяют формировать менеджменту грамотную социальную политику на российских промышленных предприятиях. В представленной статье обосновывается необходимость гибкого подхода к выбору индикаторов социального самочувствия для различных социальных групп.