Менеджмент эмоций и профессиональная культура специалистов по социальной работе в России: общие стандарты или моральная миссия?
Аннотация
В статье рассматривается эмоциональная работа специалистов по социальной работе в России как часть становления их профессиональной культуры. Исследование сфокусировано именно на специалистах по социальной работе или административных социальных работниках, особой группе в рамках этого рода занятий, которые работают в офисах или центрах по социальной работе и помогают оформить документы нуждающимся в социальной помощи. Автор начинает с рассмотрения имеющихся исследований в области социологии эмоций и социологии профессий, в которых исследуется управление эмоциями и приходит к выводу, что анализ эмоциональной работы в сфере социальной работы может привести к более глубокому и полному пониманию специфики и этических правил профессии. Далее следует анализ транскриптов интервью со специалистами по социальной работе, проведенных в рамках исследовательского проекта по изучению профессиональной культуры этого рода занятий. Анализ проводился с помощью кодирования в программе NVivo и показал, что эмоциональная работа ясно осознается информантами, которые стремятся снизить эмоциональные затраты в общении с клиентами и стандартизировать работу со своими эмоциями. Выполнение эмоциональной работы является функциональным для формирования профессиональной идентичности работников и становления их профессиональной культуры, а эмоциональные затраты и проблемы «окупаются» и преодолеваются с помощью представления о своей работе как о важной моральной миссии.