Методический аудит независимой оценки качества в социальной сфере: возможности и ограничения
Аннотация
В статье предлагается методический аудит независимой оценки качества (НОК) работы учреждений социальной сферы, приобретший в последние годы (2013–2015) институциальный, законодательно закрепленный характер. Дается обзор предметной области оценочных исследований и определяются рамки НОК и ее ограничения. Подчеркивается, что НОК направлена не на оценку услуг, реализуемых в рамках программ, а на оценку работы самих организаций и, прежде всего, условий, в которых услуги оказываются. Поэтому, во‑первых, НОК – это оценка ресурсов и условий. Как следствие, НОК не имеет инструмента по оценке эффективности программ и услуг. Во-вторых, показатели и критерии оценки заданы заранее и нормативно закреплены. В-третьих, НОК сфокусирована на создании рейтинга организаций, то есть на выработке линейной модели измерения работы учреждений. Преодолением этих ограничений может стать включение дополнительных методов сбора данных, позволяющих более целостно оценить условия оказания услуг и ресурсы организации. Анализ методов и методик реализации НОК проводится на базе опыта, полученного в ходе применения методики НОК для рейтингования 28 центров, оказывающих социальные услуги семьям с детьми в Москве (далее – Центры). В статье рефлексируются познавательные возможности стратегии смешивания методов (mixed methods research), и в частности дизайн дополнительного покрытия, примененный на этапе сбора данных: приводятся примеры совмещения формализованного и неформализованного наблюдения, наблюдения и сбора визуальной информации, метода формализованного опроса и метода «интервью с интервьюерами». Подробно описаны методические особенности совместного применения количественных и качественных методов для составления и интерпретации рейтинга. Поднимается вопрос об адекватной интерпретации рейтингов и других результатов исследования для дальнейшего управления изменениями в функционировании сети Центров. В заключении суммируются основные выводы о роли НОК для разных стейкхолдеров и о необходимости доработки отдельных процедур для повышения значимости НОК в публичной сфере и в управленческих решениях.