Роль государственных контрактов в моделях социальной ответственности региональных массмедиа в России

  • Надежда Владимировна Адемукова Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
  • Ольга Сергеевна Довбыш Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
  • Илья Вадимович Кирия Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
  • Варвара Павловна Чумакова Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
Ключевые слова: медиарынок, информационные контракты, социальная функция медиа, Томская область, Татарстан, Мордовия, Ростовская область

Аннотация

В статье исследуется специфика реализации общественной модели масс-медиа в современной России в специфических институциальных условиях функционирования региональных медиарынков. В отсутствие института общественных медиа и одновременно из-за патерналистской роли государства в российских регионах сформировался особый механизм обеспечения социальной функции массмедиа – государственные информационные контракты. В ходе работы была сформирована база контрактов, заключенных между государственными структурами и медиа компаниями в период с 2011 по 2014 гг. в четырех субъектах РФ (Респуб­лика Татарстан, Томская область, Ростовская область, Республика Мордовия). Количественный анализ выявил ряд неравенств между рассматриваемыми регионами. Так, существуют значительные различия между объемами выделяемого финансирования и количеством заключенных контрактов. При этом заказчиками чаще всего выступают органы исполнительной власти, а получателями коммерческие по форме собственности СМИ. Основные каналы распространения информации по контрактам совпадают – печатные СМИ и телевидение. Во всех регионах часть контрактов посвящена освещению деятельности региональных и муниципальных властей, однако доля контрактов с такой тематикой варьируется. Эти контракты являются укорененной практикой на региональных медиарынках, однако неверно трактовать их исключительно как форму государственной поддержки в условиях недостаточного развития рекламных рынков в регионах. Такие контракты позволяют массмедиа реализовывать функцию социальной ответственности. Вместе с тем государственное вмешательство и отсутствие подотчетности аудитории приводят к тому, что социально значимая тематика тесно переплетается с задачами по обеспечению лояльности властям. Выделяя средства и выступая как заказчик, государство по-своему трактует понятие «социальной и общественной значимости», а также определяет, какое внимание массмедиа уделяют той или иной теме.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Надежда Владимировна Адемукова, Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва

преподаватель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна, аспирант кафедры анализа социальных институтов

Ольга Сергеевна Довбыш, Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва

преподаватель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна, аспирант кафедры экономической социологии ВШЭ

Илья Вадимович Кирия, Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва

к.ф.н., PhD, профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Варвара Павловна Чумакова, Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва

преподаватель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Опубликован
2017-04-02
Как цитировать
АдемуковаН. В., ДовбышО. С., КирияИ. В., & ЧумаковаВ. П. (2017). Роль государственных контрактов в моделях социальной ответственности региональных массмедиа в России. The Journal of Social Policy Studies, 15(1), 81 - 96. https://doi.org/10.17323/1727-0634-2017-15-1-81-96
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ