Роль государственных контрактов в моделях социальной ответственности региональных массмедиа в России
Аннотация
В статье исследуется специфика реализации общественной модели масс-медиа в современной России в специфических институциальных условиях функционирования региональных медиарынков. В отсутствие института общественных медиа и одновременно из-за патерналистской роли государства в российских регионах сформировался особый механизм обеспечения социальной функции массмедиа – государственные информационные контракты. В ходе работы была сформирована база контрактов, заключенных между государственными структурами и медиа компаниями в период с 2011 по 2014 гг. в четырех субъектах РФ (Республика Татарстан, Томская область, Ростовская область, Республика Мордовия). Количественный анализ выявил ряд неравенств между рассматриваемыми регионами. Так, существуют значительные различия между объемами выделяемого финансирования и количеством заключенных контрактов. При этом заказчиками чаще всего выступают органы исполнительной власти, а получателями коммерческие по форме собственности СМИ. Основные каналы распространения информации по контрактам совпадают – печатные СМИ и телевидение. Во всех регионах часть контрактов посвящена освещению деятельности региональных и муниципальных властей, однако доля контрактов с такой тематикой варьируется. Эти контракты являются укорененной практикой на региональных медиарынках, однако неверно трактовать их исключительно как форму государственной поддержки в условиях недостаточного развития рекламных рынков в регионах. Такие контракты позволяют массмедиа реализовывать функцию социальной ответственности. Вместе с тем государственное вмешательство и отсутствие подотчетности аудитории приводят к тому, что социально значимая тематика тесно переплетается с задачами по обеспечению лояльности властям. Выделяя средства и выступая как заказчик, государство по-своему трактует понятие «социальной и общественной значимости», а также определяет, какое внимание массмедиа уделяют той или иной теме.