Роль государственных контрактов в моделях социальной ответственности региональных массмедиа в России

  • Надежда Владимировна Адемукова Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
  • Ольга Сергеевна Довбыш Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
  • Илья Вадимович Кирия Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
  • Варвара Павловна Чумакова Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва

Аннотация

В статье исследуется специфика реализации общественной модели масс-медиа в современной России в специфических институциальных условиях функционирования региональных медиарынков. В отсутствие института общественных медиа и одновременно из-за патерналистской роли государства в российских регионах сформировался особый механизм обеспечения социальной функции массмедиа – государственные информационные контракты. В ходе работы была сформирована база контрактов, заключенных между государственными структурами и медиа компаниями в период с 2011 по 2014 гг. в четырех субъектах РФ (Респуб­лика Татарстан, Томская область, Ростовская область, Республика Мордовия). Количественный анализ выявил ряд неравенств между рассматриваемыми регионами. Так, существуют значительные различия между объемами выделяемого финансирования и количеством заключенных контрактов. При этом заказчиками чаще всего выступают органы исполнительной власти, а получателями коммерческие по форме собственности СМИ. Основные каналы распространения информации по контрактам совпадают – печатные СМИ и телевидение. Во всех регионах часть контрактов посвящена освещению деятельности региональных и муниципальных властей, однако доля контрактов с такой тематикой варьируется. Эти контракты являются укорененной практикой на региональных медиарынках, однако неверно трактовать их исключительно как форму государственной поддержки в условиях недостаточного развития рекламных рынков в регионах. Такие контракты позволяют массмедиа реализовывать функцию социальной ответственности. Вместе с тем государственное вмешательство и отсутствие подотчетности аудитории приводят к тому, что социально значимая тематика тесно переплетается с задачами по обеспечению лояльности властям. Выделяя средства и выступая как заказчик, государство по-своему трактует понятие «социальной и общественной значимости», а также определяет, какое внимание массмедиа уделяют той или иной теме.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

преподаватель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна, аспирант кафедры анализа социальных институтов

##submission.authorWithAffiliation##

преподаватель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна, аспирант кафедры экономической социологии ВШЭ

##submission.authorWithAffiliation##

к.ф.н., PhD, профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна

##submission.authorWithAffiliation##

преподаватель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Опубликована
2017-04-02
Как цитировать
АДЕМУКОВА, Надежда Владимировна et al. Роль государственных контрактов в моделях социальной ответственности региональных массмедиа в России. The Journal of Social Policy Studies, [S.l.], v. 15, n. 1, p. 81 - 96, апр. 2017. ISSN 1727-0634. Доступно на: <https://jsps.hse.ru/article/view/4457>. Дата доступа: 23 окт. 2017 doi: https://doi.org/10.17323/1727-0634-2017-15-1-81-96.
Раздел
Статьи на русском языке