Паттерны культурного потребления глухих и слабослышащих: инклюзия или изоляция?

  • Надежда Викторовна Астахова Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
  • Никита Викторович Большаков Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва
Ключевые слова: культурное потребление, инклюзия, глухие и слабослышащие, нарушение слуха, досуг

Аннотация

Статья посвящена исследованию культурного потребления глухих и слабослышащих как особой по своим социокультурным особенностям группы людей с ограниченными возможностями здоровья. Существование жестового языка и другие особенности способствовали формированию современного представления о данной группе как о культурно-лингвистическом или социолингвистическом меньшинстве. «Культура глухих» часто является основным или даже единственным культурным ориентиром для глухих и слабослышащих, что становится причиной, затрудняющей социальную инклюзию. Вместе с тем культурная инклюзия сегодня должна рассматриваться как один из основных принципов социальной политики, способствующей интеграции всех членов общества, но при этом учитывать сложившиеся социокультурные особенности каждой группы людей с ОВЗ. На основе разведывательной исследовательской стратегии с использованием метода онлайн-опроса глухих и слабослышащих москвичей выявлено первичное представление о паттернах их культурного потребления, которые включали бы в себя описание условий и характеристик не только продукта культуры, но и самой модели потребления. Проведенный анализ структуры взаимосвязанных практик, предпочтений и мотивов культурного потребления среди опрошенных с различной степенью нарушения слуха позволил выделить три ключевых паттерна: «культурной инклюзии», «культурной изоляции» и «пассивного культурного потребления», которые были рассмотрены в контексте детерминирующих их факторов. Понимание сложившихся на сегодняшний день моделей культурного потребления среди глухих и слабослышащих дает дополнительные возможности не только осмысления явления «культуры глухих», но и позволяет оценить дополнительные возможности социальной инклюзии этой группы людей с ОВЗ.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Надежда Викторовна Астахова, Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва

тарший преподаватель Департамента социологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Никита Викторович Большаков, Национальный исследовательский унивреситет "Высшая школа экономики", Москва

аспирант, преподаватель Департамента социологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, Москва,

Опубликован
2017-04-02
Как цитировать
Астахова, Н., & Большаков, Н. (2017). Паттерны культурного потребления глухих и слабослышащих: инклюзия или изоляция?. The Journal of Social Policy Studies, 15(1), 51 - 66. https://doi.org/10.17323/1727-0634-2017-15-1-51-66
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ