Социальная фрагментация и гибридизация СМИ в современной России: Facebook и артикуляция социального запроса
Аннотация
Структура современных обществ более точно описывается на основе ценностных ориентаций, паттернов потребления, использования Интернета и т.д., чем на основе классических демографических показателей. Такой подход к социальной стратификации приводит к идее социальных сред или зон, более гибких, чем классовая категоризация. Социальные среды различаются по ряду параметров; можно предположить, что они различаются также по медиадиетам. Россия в XXI веке представляет собой фундаментально фрагментированное общество, где постиндустриальные, индустриальные, деревенские и мигрантские сообщества демонстрируют различное отношение к социально-политическим инициативам и разные паттерны вовлечения в общественную дискуссию, поведения и потребления, включая медиапотребление. Таким образом, социальная фрагментация отражается во фрагментации медиасистемы. Но в последнем случае еще одно измерение – гибридизация СМИ – влияет на формирование закрытых коммуникативных зон на основе сочетания социальных паттернов и «цифрового разрыва». Из четырех социальных сред России некоторые серьезно недопредставлены в медиасистеме; между всеми существуют глубокие разрывы в медиапотреблении, повестке дня и общей ткани социальной дискуссии. Так, разрыв между так называемой «первой» и «второй» Россией проявился во время серии протестных акций, получивших название движения «За честные выборы» / «белоленточного движения». Изучение паттернов медиапотребления участников данных протестных акций показывает, что в постиндустриальной городской «публичной контр-сфере», состоящей из интеллигенции, «креативного класса», студенчества и «белых воротничков», существует связь между паттернами коммуникации и медиапотребления, с одной стороны, и их воспринимаемой политической свободой и политическим поведением онлайн – с другой. Данное исследование также было направлено на поиск в социальных сетях зон пересечения общественных повесток дня и/или так называемых «комнат с эхом», соответственно, ослабляющих или усиливающих указанную связь. Результаты онлайн-опроса (N=652), одиннадцати глубинных и пяти экспертных интервью используются для интерпретации связи между динамикой медиапотребления и воспринимаемого политического поведения. Показано, что медиадиета протестующих сдвинута в сторону социальных медиа, оппозиционных СМИ и СМИ с альтернативной повесткой, тогда как потребление традиционных медиа и видео падает либо нерелевантно. Facebook оказывается «комнатой с эхом», которая помогла развитию протестного движения.