«Игрушко митингуэ»: в поисках теории медиатизации гражданского протеста

  • Евгения Генриевна Ним Лаборатория медиаисследований; Департамент медиа
Ключевые слова: протестные движения, медиа, медиатизация протестов, медиасобытие, наномитинг, сети

Аннотация

В статье анализируется феномен барнаульских наномитингов, вошедших в репертуар российского протестного движения зимой 2011–2012 гг. Флешмобы с участием игрушек, завладевшие вниманием мировых СМИ, рассматриваются как проявления медиатизации гражданского сопротивления. В рамках каких теорий возможны интерпретации подобных медиатизированных, спектакулярных форм протеста? Что привносит тот или иной подход в их понимание и объяснение? В статье представлены трактовки наномитингов в категориях «медиасобытия», «перформанса» и «сети», а также во взаимосвязи этих ракурсов. В частности, «восстания игрушек» концептуализируются как медиасобытия-симулякры – социальные перформансы, многократно тиражированные и в реальном городском пространстве, и в виртуальном поле медиакоммуникаций. «Вирус» наномитингов распространился благодаря глобальной медиа-сети, в особенности онлайн-сервису вКонтакте, где активисты «Барнаульского гражданского движения» анонсировали и координировали протестные акции. Протест игрушек (как и движение «За честные выборы») был сетевым не только в этом технологическом значении, но и в смысле отсутствия централизации: сети протеста ризоматичны, как и пространство Интернет. Кроме того, игрушки, символически репрезентирующие «несогласных», выступили в роли латуровских «актантов», обеспечивших саму возможность выражения протеста и его медийный резонанс. Будучи «не-людьми», они стали центром перформанса под названием «наномитинг» и инициировали действия других актантов, включая мировые медиа. Особое значение в статье придается междисциплинарным концепциям, возникшим на стыке медиаисследований и исследований социальных движений. Эти теории позволяют изучать гражданские протесты с точки зрения коммуникативного репертуара протестующих. Современные активисты должны быть «продвинутыми» пользователями медиа, поскольку успех их акций связан с возможностью быть видимыми для власти и других членов общества. Медиа здесь не только средство конструирования социальных проблем и включения их в публичную повестку дня: они «заняты» в производстве гражданства, сообществ и коллективных действий, расширяющих возможности участия различных социальных акторов в политическом процессе. Это, как заключает автор, одно из проявлений фундаментального процесса медиатизации социальной жизни.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-03-15
Как цитировать
Ним, Е. Г. (2016). «Игрушко митингуэ»: в поисках теории медиатизации гражданского протеста. The Journal of Social Policy Studies, 14(1), 55-70. извлечено от https://jsps.hse.ru/article/view/3287
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ