Проблемы и перспективы мониторинга участия детей в реализации«Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.»
Аннотация
Статья посвящена созданию системы мониторинга и оценки реализации направления «Дети – участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей РФ на 2012–2017 гг.». В России впервые задача расширения участия детей нашла отражение в стратегическом документе. Однако мониторинг национальной стратегии не содержит ни одного показателя, характеризующего осуществление направления. Обзор отчетов регионов России о ее реализации позволяет сделать вывод о формальном подходе при имплементации этого направления. В статье предложена методика мониторинга участия детей в принятии решений, охарактеризованы источники информации, основные количественные и качественные показатели и индикаторы, позволяющие получить представление о достижении целей стратегии. Использован опыт оценки результативности деятельности по расширению участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, в России и странах мира. Материалы статьи основаны на данных проекта, реализованного авторами по заказу ЮНИСЕФ. Особое внимание уделяется оценке участия детей на уровне образовательных учреждений и муниципальных образований. В статье представлены результаты ряда выборочных обследований, в том числе, позволивших получить информацию о возможности участия детей в принятии решений в ходе обучения в школе. Формирование показателей для оценки осуществляется на основе данных официальной статистики, опросов мнения специалистов и детей. Предлагаемая методика учитывает приоритеты, лежащие в основе формирования системы показателей и инструментария мониторинга: возможность выражения детьми своего мнения; свободный доступ к информации; создание механизма обратной связи; удовлетворение потребности детей в законности и правосудии; доступ детей к экономическим ресурсам; вовлечение детей в построение гражданского общества; освещение активной гражданской позиция детей СМИ; влияние детей на процесс принятия политических решений; создание организаций, возглавляемых детьми; разработка, сбор и анализ статистических данных по положению детей.