Риски инклюзивного обучения в магистратуре в восприятии студентов
Аннотация
Статья посвящена анализу образовательных рисков, с которыми сталкиваются магистранты в условиях инклюзивного обучения. Несмотря на активное развитие исследований в сфере инклюзивного образования, уровень магистратуры остается на периферии научного внимания, уступая место анализу адаптированных программ бакалавриата. Цель работы — определить риски инклюзивного обучения в восприятии студентов магистратуры. Теоретическая основа включает социальную модель инвалидности, концепции нормализации и социальной нетипичности, а также управленческий подход к понятию риска. Нами используется типология образовательных рисков, построенная по функциям основных подсистем университета: профессиональный выбор, социализация, организация обучения, образовательный процесс. Эмпирическая база сформирована на основе анкетного опроса 2 498 студентов магистратуры из 28-ми вузов в 21-м регионе России. В выборке представлены национальные исследовательские, федеральные, опорные и вузы без особого статуса. Для оценки образовательных рисков и доступности среды построены индексы на основе пятибалльных шкал. Наиболее значимыми трудностями оказались нехватка времени, психологические барьеры и учебные сложности. При этом низкие индексы доступности зафиксированы для условий обучения студентов с нарушениями зрения и слуха, а также для индивидуальной помощи, социально-психологического сопровождения и медицинских услуг в вузах. Сравнительный анализ выявил, что студенты с инвалидностью чаще положительно оценивают социальную и педагогическую атмосферу в университете, чем их сокурсники, однако ниже оценивают доступность ключевых сервисов. Значимая корреляция между типом вуза и восприятием трудностей свидетельствует о неоднородности инфраструктурных возможностей разных категорий университетов. По мнению студентов магистратуры, основным риском инклюзивного образования являются организационные трудности, связанные с недостаточным развитием материально-технической базы, особенно для студентов, требующих средовой адаптации. Рекомендации включают адаптацию образовательной среды с учетом разнообразия нозологий, усиление общественного контроля за доступностью условий, расширение доступа к социально-психологической и медицинской поддержке, а также развитие онлайн-форматов обучения. Результаты исследования имеют значение для корректировки университетской и государственной политики в сфере инклюзивного образования на уровне магистратуры.









