Риски инклюзивного обучения в магистратуре в восприятии студентов

  • Екатерина Воеводина Финансовый университет при Правительстве РФ
  • Анна Гармонова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Евгения Анатольевна Опфер Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Дарья Владимировна Щеглова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: инклюзивное образование, российская магистратура, образовательный риск, доступность

Аннотация

Статья посвящена анализу образовательных рисков, с которыми сталкиваются магистранты в условиях инклюзивного обучения. Несмотря на активное развитие исследований в сфере инклюзивного образования, уровень магистратуры остается на периферии научного внимания, уступая место анализу адаптированных программ бакалавриата. Цель работы — определить риски инклюзивного обучения в восприятии студентов магистратуры. Теоретическая основа включает социальную модель инвалидности, концепции нормализации и социальной нетипичности, а также управленческий подход к понятию риска. Нами используется типология образовательных рисков, построенная по функциям основных подсистем университета: профессиональный выбор, социализация, организация обучения, образовательный процесс. Эмпирическая база сформирована на основе анкетного опроса 2 498 студентов магистратуры из 28-ми вузов в 21-м регионе России. В выборке представлены национальные исследовательские, федеральные, опорные и вузы без особого статуса. Для оценки образовательных рисков и доступности среды построены индексы на основе пятибалльных шкал. Наиболее значимыми трудностями оказались нехватка времени, психологические барьеры и учебные сложности. При этом низкие индексы доступности зафиксированы для условий обучения студентов с нарушениями зрения и слуха, а также для индивидуальной помощи, социально-­психологического сопровождения и медицинских услуг в вузах. Сравнительный анализ выявил, что студенты с инвалидностью чаще положительно оценивают социальную и педагогическую атмосферу в университете, чем их сокурсники, однако ниже оценивают доступность ключевых сервисов. Значимая корреляция между типом вуза и восприятием трудностей свидетельствует о неоднородности инфраструктурных возможностей разных категорий университетов. По мнению студентов магистратуры, основным риском инклюзивного образования являются организационные трудности, связанные с недостаточным развитием материально-­технической базы, особенно для студентов, требующих средовой адаптации. Рекомендации включают адаптацию образовательной среды с учетом разнообразия нозологий, усиление общественного контроля за доступностью условий, расширение доступа к социально-­психологической и медицинской поддержке, а также развитие онлайн-­форматов обучения. Результаты исследования имеют значение для корректировки университетской и государственной политики в сфере инклюзивного образования на уровне магистратуры.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Екатерина Воеводина, Финансовый университет при Правительстве РФ

К.социол.н., доцент, кафедра социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. ORCID: 0000–0001–6131–8301 Электронная почта: ekaterinavoevodina@yandex.ru

Анна Гармонова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К.полит.н., доцент, Институт образования; директор, Центр университетского партнерства, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. ORCID: 0000–0003–2656–0578. Электронная почта: agarmonova@hse.ru

Евгения Анатольевна Опфер, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К.педагог.н., доцент, Институт образования, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. ORCID: 0000–0002–1253–5657. Электронная почта: eopfer@hse.ru

Дарья Владимировна Щеглова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К.полит.н., доцент, Институт образования, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. ORCID: 0000–0002–5196–8607. Электроннаяпочта: dshcheglova@hse.ru

Опубликован
2025-10-16
Как цитировать
ВоеводинаЕ. В., ГармоноваА. В., ОпферЕ. А., & ЩегловаД. В. (2025). Риски инклюзивного обучения в магистратуре в восприятии студентов. The Journal of Social Policy Studies, 23(2), 309-328. https://doi.org/10.17323/727-0634-2025-23-2-309-328
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ