Проблемы «языка инклюзии»: на примере наименований людей с ментальными особенностями
Аннотация
Язык, находясь в тесной связи с социальными, культурными и политическими процессами, не только отражает, но и формирует их. В фокусе исследования – публичный дискурс, включающий тексты об инклюзивных проектах, а именно мастерских, для широкой аудитории. В статье анализируются наименования благополучателей и то, как выбор слов влияет на создание их образа. Материал исследования составили тексты, размещенные в интернете; сплошная выборка наименований сотрудников инклюзивных мастерских; данные веб-корпуса (для проверки частотности и даты первой фиксации); интервью, где участникам (с диагнозами и без) предлагалось высказать свое мнение по поводу тех или иных выражений и поделиться своим опытом. Подробно обсуждается номинация «люди с ментальными особенностями», а также актуальные идеологии и причины, по которым она оказывается проблематичной. Многочисленные варианты различаются по степени эвфемистичности и устойчивости словосочетаний: так, «люди с особенностями» могут быть «с ментальными особенностями», «особенностями развития», «особенностями интеллектуального развития», «развития психики и интеллекта»; «с нарушениями» – «интеллектуальными», «ментальными», «психическими», «умственными»; «с инвалидностью» – «ментальной» или «по психическому расстройству»; фиксируются варианты с прилагательными «особый», «особенный», «нейроотличный» и др. Хотя многие из этих выражений используются как взаимозаменяемые, они несут дополнительные оттенки значений и могут обозначать категории, пересекающиеся лишь частично, а также отличаются по тем идеологиям, которые стоят за ними. Основные выделенные закономерности – это вариативность и эвфемистичность наименований, а также новизна некоторых из них («ментальные особенности», «нейроотличный»). «Язык инклюзии» эвфемистичен и в более широком смысле, т. к. находится на стадии становления, стремясь найти корректные формулировки для обозначения тех смыслов и категорий, которые составляют социальную проблему, и предлагая новые этические модели. Кроме того, он ориентирован в большей степени на тех, кто связан с темой, и может оказаться не ясным для неспециалистов. Это обусловлено как особенностями функционирования этого языка, который касается профессиональных областей и учитывает прогрессивные идеологии, так и низкой осведомленностью общества.