Проблемы «языка инклюзии»: на примере наименований людей с ментальными особенностями

  • Екатерина Руднева Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: инклюзия, дискурс об инклюзии, люди с ментальными особенностями, эвфемизмы

Аннотация

Язык, находясь в тесной связи с социальными, культурными и политическими процессами, не только отражает, но и формирует их. В фокусе исследования – публичный дискурс, включающий тексты об инклюзивных проектах, а именно мастерских для широкой аудитории. В статье анализируются наименования благополучателей и то, как выбор слов влияет на создание их образа. Материал исследования составили тексты, размещенные в интернете; сплошная выборка наименований сотрудников инклюзивных мастерских; данные веб-корпуса (для проверки частотности и даты первой фиксации); интервью, где участникам (с диагнозами и без) предлагалось высказать свое мнение по поводу тех или иных выражений и поделиться своим опытом. Подробно обсуждается номинация «люди с ментальными особенностями», а также актуальные идеологии и причины, по которым она оказывается проблематичной. Многочисленные варианты различаются по степени эвфемистичности и устойчивости словосочетаний: так, «люди с особенностями» могут быть «с ментальными особенностями», «особенностями развития», «особенностями интеллектуального развития», «развития психики и интеллекта»; «с нарушениями» – «интеллектуальными», «ментальными», «психическими», «умственными»; «с инвалидностью» – «ментальной» или «по психическому расстройству»; фиксируются варианты с прилагательными «особый», «особенный», «нейроотличный» и др. Хотя многие из этих выражений используются как взаимозаменяемые, они несут дополнительные оттенки значений и могут обозначать категории, пересекающиеся лишь частично, а также отличаются по тем идеологиям, которые стоят за ними. Основные выделенные закономерности – это вариативность и эвфемистичность наименований, а также новизна некоторых из них («ментальные особенности», «нейроотличный»). «Язык инклюзии» эвфемистичен и в более широком смысле, т. к. находится на стадии становления, стремясь найти корректные формулировки для обозначения тех смыслов и категорий, которые составляют социальную проблему, и предлагая новые этические модели. Кроме того, он ориентирован в большей степени на тех, кто связан с темой, и может оказаться не ясным для неспециалистов. Это обусловлено как особенностями функционирования этого языка, который касается профессиональных областей и учитывает прогрессивные идеологии, так и низкой осведомленностью общества.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Екатерина Руднева, Российский государственный гуманитарный университет

К. филол. н., н. с., Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: katja1985mt@yandex.ru

Опубликован
2024-07-16
Как цитировать
РудневаЕ. А. (2024). Проблемы «языка инклюзии»: на примере наименований людей с ментальными особенностями. Журнал исследований социальной политики, 22(2), 265-282. https://doi.org/10.17323/727-0634-2024-22-2-265-282