Политика в отношении школьного выбора в постсоветских странах: опыт построения индекса
Аннотация
Статья посвящена сопоставительному анализу национальных образовательных политик в области школьного выбора в странах бывшего Советского Союза. Целью исследования является анализ трансформации образовательной политики после распада СССР, перехода от унифицированной советской системы к суверенным национальным моделям управления образованием. Предлагается новый подход к понимаю школьного выбора с учетом законодательно установленных норм, которые обеспечивают индивидуализацию образовательных траекторий учеников и поддержку возможности осуществления выбора. Сопоставительный анализ нормативного регулирования школьного выбора проведен методом индексирования на основе разработанного комплекса показателей, характеризующих вариативность и централизацию механизмов нормативного регулирования школьного выбора. Исследование выявило, что страны постсоветского пространства предприняли шаги к формированию и реализации механизмов школьного выбора. Основное внимание в работе уделяется анализу сочетания возможностей выбора с характером их регулирования на различных уровнях, что позволяет более полно оценить сложность и многогранность процессов трансформации. В частности, подчеркивается, чтонесмотря на декларирование документального регулирования и предоставление выбора широко декларируется, реальное внедрение и эффективность этих механизмов ограничивается из-за локальных социокультурных, экономических и геополитических условий.