Взросление в терапевтической культуре: самоконтроль и самопознание как основа новой культурной модели

  • Анастасия Андреева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: транзиция во взрослость, терапевтическая культура, дискурсивные режимы взросления, эмоции, гендер, власть-­знание

Аннотация

Терапевтическая культура, пришедшая в Россию в эпоху перехода к рыночной экономике, повлияла на то, как люди стали проживать и интерпретировать свой материальный и эмоциональный опыт взросления в постсоветском обществе. Несмотря на ее распространенность и активное обсуждение в академических кругах, малоизученным остается вопрос, как именно терапевтическая культура трансформирует культурную модель взрослости. В данной статье, опираясь на фукианские концепции власти-­знания, техники заботы о себе, а также на модель терапевтической самости Силва, анализируются особенности взросления молодежи в контексте терапевтической культуры. Эмпирическую базу исследования составили 40 глубинных полуструктурированных интервью с миллениалами из Санкт-­Петербурга и Краснодара. Анализ показал, что терапевтический нарратив является главным способом презентации процесса взросления, а концепции контроля и осознанности (власти-­знания в терапевтическом контексте) выступают ключевыми в формировании культурного образа взрослости. Исследование выявило важность возрастных и гендерных различий в восприятии терапевтической культуры. «Младшие» миллениалы воспринимают ее как данность, в то время как старшее поколение относится к ней более критически и недоверчиво. Женщины используют терапевтический язык для рефлексии, осознания личных границ и обсуждения травм, в то время как мужчины применяют его в более практичном ключе. В процессе анализа представлений о взрослении сделан вывод: терапевтическая культура, воплощая власть-­знание, одновременно является инструментом заботы о себе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Анастасия Андреева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Стажер-исследователь, Центр молодежных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: as.andreeva@hse.ru

Опубликован
2024-04-21
Как цитировать
АндрееваА. (2024). Взросление в терапевтической культуре: самоконтроль и самопознание как основа новой культурной модели. Журнал исследований социальной политики, 22(1), 59-78. https://doi.org/10.17323/727-0634-2024-22-1-59-78
Раздел
ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ И ГРАНИЦЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ