«Быть собой» или «радовать себя»? Терапевтические технологии, эмоции и неравенство в современной России
Аннотация
В современном мире терапевтический дискурс и психотерапевтические практики играют все большую роль в процессах субъективации. В данной статье исследуется, каким образом различные подходы к управлению эмоциями влияют на социальные взаимодействия и карьерные траектории в социальных и институциальных контекстах. Основываясь на двух кейсах – изучения практик молодых профессионалов, работающих в культурных институциях, а также исследовании деятельности консультантов компании прямых продаж Мери Кей, статья демонстрирует, что терапевтический проект предлагает множество эмоциональных режимов, которые распространяются в социальных, экономических и культурных средах. Анализируются техники самоанализа и «проговаривания», востребованные среди представителей городского образованного среднего класса. Данные терапевтические техники основаны на рефлексивной интерпретации себя, умении распознавать эмоции и поисках своего «аутентичного» Я. Они сравниваются с практиками позитивного мышления на примере компании Мери Кей. Кроме того, уточняется вопрос о стратифицирующей роли эмоциональных компетенций. Работа над собой в контексте сетевого маркетинга Мери Кей особенно значима для женщин из малых городов, ограниченных в своих ресурсах и возможностях социальной мобильности. Они рассматривают эмоциональную работу и навыки позитивного мышления как ключевые инструменты для достижения успеха. Напротив, представители столичного образованного класса склонны к освоению навыков психологизированной рефлексии и умению говорить на языке «сложных чувств». Учитывая тот факт, что эмоциональные компетенции начинают играть все более значимую роль в процессах социальной мобильности и поддержания классовых различий, встает вопрос о существовании эмоциональной стратификации в современном российском обществе.