Меры по поддержке рабочих мест в период коронакризиса: Россия versus страны ОЭСР
Аннотация
В статье анализируются меры по сохранению рабочих мест, реализованные в России в ответ на кризис COVID‑19. Они сравниваются с программами, принятыми в других странах, прежде всего, в странах ОЭСР. Программы по сохранению рабочих мест позволяют работодателям получить финансовую поддержку для выплат заработной платы. Правительства идут на такой шаг, чтобы поддержать доходы населения и дать возможность работодателям сохранить рабочие места, которые в противном случае могли быть ликвидированы во время пандемии. Основное внимание уделяется качественному анализу дизайна программ: описываются первоначальные характеристики и корректировки, внесенные в ходе кризиса. Обсуждаются критерии доступа, уровень поддержки работников и работодателей, общие расходы на программы и потенциальные риски, связанные с их реализацией. Российские мероприятия имели специфический формат субсидирования заработных плат: средства для сохранения рабочих мест предоставлялись в форме кредитов, которые были списаны подавляющему большинству заемщиков в конце срока действия программы. Охват ограничен узким кругом наиболее пострадавших отраслей, тогда как ограничения распространялись на предприятия практически всех отраслей. Размер кредита не был привязан к сокращению выручки или рабочего времени, как это делалось в других странах, где поддержка рабочих мест осуществлялась в форме субсидирования заработных плат. Меры были приняты с опозданием и не позволяли задним числом компенсировать потери, понесенные в самой острой, начальной фазе кризиса. По финансовой жесткости российские программы имеют больше сходства со схемами, реализованными в развивающихся странах с серьезными фискальными проблемами. Максимальная сумма поддержки была установлена на низком уровне и не обеспечивала социальных гарантий для работников. Результаты анализа показывают, что недостатки в дизайне программ могли подорвать их эффективность. При этом фиксируется интенсивное институциальное обучение в процессе выработки окончательного дизайна, о чем свидетельствует разворот в сторону безвозмездности и усиление роли ФНС как оператора программ.