Социальное государство и кадры для российской инновационной системы
Аннотация
Развитие национальной инновационной системы (НИС) в российских условиях связано с ведущей ролью государства. Эволюция сферы образования и науки, как составляющей НИС, может описываться через призму развития социального государства в плане подготовки кадров. Социальное государство анализируется в контексте его эволюции к форме, где преобладает социальное инвестирование. В статье обсуждаются вопросы о том, какая политика и инвестиции нужны в современном социальном государстве в сфере образования и науки в контексте функционирования российской инновационной системы (РИС). В качестве адекватного инструментария анализа проблемы подготовки научных кадров и их социализации в академической сфере, которые, с точки зрения акторов, влияют на развитие РИС, использован качественный анализ нарративов, содержащихся в 27 глубинных интервью представителей академической сферы. Анализ нарративов о РИС позволил выявить ряд проблем, связанных с воспроизводством человеческого капитала для инновационной деятельности, среди которых можно выделить: потребности молодых ученых в «среде», а не только в деньгах; отсутствие институтов, направленных на мотивацию и привлечение молодежи в научную среду; отсутствие института поиска «талантов»; а также проблему среднего образования и научной подготовки школьников и дефицита компетентных и перспективных кадров. По мнению представителей академической сферы, основным фактором для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах достаточных стимулов для инвестиций в человеческий капитал является системность в проводимой государственной политике и в создании условий для развития сферы образования и науки. Социальная политика в сфере образования и науки должна стать важной стратегией социальных инвестиций, способствующей улучшению качества человеческого капитала и кадрового потенциала РИС. В современных условиях необходимо прежде всего развитие институциальной инфраструктуры для воспроизводства человеческого капитала для инновационной деятельности, подготовки научных кадров и социализации их в академической сфере.