Отношение жителей Санкт-­Петербурга к сфере социального обслуживания населения

  • Вероника Романенко Санкт-Петербургский государственный университет
  • Алина Сулимова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: социально-­сервисное государство, социальная помощь, новые формы социальных услуг, поставщики социальных услуг, доверие к сфере социального обслуживания населения

Аннотация

Анализ изменений социального обслуживания и помощи населению в контексте развития российского социального государства и нестабильности условий этого развития является важной научной проблемой. Пандемия коронавирусной инфекции ускорила развитие виртуальной коммуникации как между получателями социальных услуг и их поставщиками, так и в целом между гражданами и государством. Цифровизация социальных услуг, появление социальных предприятий малого и среднего бизнеса, включение социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в официальные реестры поставщиков социальных услуг и иные нововведения последних лет свидетельствуют об изменениях в сфере социального обслуживания как на федеральном, так и на региональных уровнях. Целью представленного исследования стало изучение актуальных трендов развития социальной помощи с акцентом на анализ общественного мнения. Онлайн опрос стал важной методологической составляющей этого исследования. В фокусе внимания авторов лежат новые формы социального обслуживания населения, в том числе процессы цифровизации социальных сервисов, что ведет к необходимости учета мнений пользователей цифровой среды. Социологический опрос проведен методом поточной выборки (river sampling), сформированной посредством анонса опроса в наиболее популярной в Петербурге социальной сети ВКонтакте (705 респондентов). Результаты опроса подкреп­лены анализом интервью с представителями социальных служб. По результатам исследования отмечается невысокая осведомленность петербуржцев о новых формах социального обслуживания, в частности, речь идет о службе социальных участковых. Прослеживается тренд на развитие цифровых форм получения услуг (ГОСУСЛУГИ, агрегаторы информации) и востребованность горячих телефонных линий социальной помощи. Проблемным полем расширения сервисов социальных услуг остается вопрос доверия населения в целом и к отдельным акторам: большинство опрошенных полагают, что в случае трудной жизненной ситуации, скорее всего, они не получат необходимую социальную помощь, что свидетельствует о невысоком уровне доверия к социальному обслуживанию в целом. При этом прослеживается низкая степень доверия к НКО и к социальным предприятиям по сравнению с государственным сектором. Однако практика волонтерства и взаимопомощи вызывает у респондентов позитивный отклик, что может быть учтено при разработке программ поддержки негосударственного социального сектора.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Вероника Романенко, Санкт-Петербургский государственный университет

К.социол.н., исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург,
Россия. Электронная почта: veronika.romanenko@outlook.com

Алина Сулимова, Санкт-Петербургский государственный университет

Исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: alina.sulimova@gmail.com

Опубликован
2023-10-31
Как цитировать
РоманенкоВ., & СулимоваА. (2023). Отношение жителей Санкт-­Петербурга к сфере социального обслуживания населения. The Journal of Social Policy Studies, 21(3), 433-448. https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-3-433-448