Отношение жителей Санкт-Петербурга к сфере социального обслуживания населения
Аннотация
Анализ изменений социального обслуживания и помощи населению в контексте развития российского социального государства и нестабильности условий этого развития является важной научной проблемой. Пандемия коронавирусной инфекции ускорила развитие виртуальной коммуникации как между получателями социальных услуг и их поставщиками, так и в целом между гражданами и государством. Цифровизация социальных услуг, появление социальных предприятий малого и среднего бизнеса, включение социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в официальные реестры поставщиков социальных услуг и иные нововведения последних лет свидетельствуют об изменениях в сфере социального обслуживания как на федеральном, так и на региональных уровнях. Целью представленного исследования стало изучение актуальных трендов развития социальной помощи с акцентом на анализ общественного мнения. Онлайн опрос стал важной методологической составляющей этого исследования. В фокусе внимания авторов лежат новые формы социального обслуживания населения, в том числе процессы цифровизации социальных сервисов, что ведет к необходимости учета мнений пользователей цифровой среды. Социологический опрос проведен методом поточной выборки (river sampling), сформированной посредством анонса опроса в наиболее популярной в Петербурге социальной сети ВКонтакте (705 респондентов). Результаты опроса подкреплены анализом интервью с представителями социальных служб. По результатам исследования отмечается невысокая осведомленность петербуржцев о новых формах социального обслуживания, в частности, речь идет о службе социальных участковых. Прослеживается тренд на развитие цифровых форм получения услуг (ГОСУСЛУГИ, агрегаторы информации) и востребованность горячих телефонных линий социальной помощи. Проблемным полем расширения сервисов социальных услуг остается вопрос доверия населения в целом и к отдельным акторам: большинство опрошенных полагают, что в случае трудной жизненной ситуации, скорее всего, они не получат необходимую социальную помощь, что свидетельствует о невысоком уровне доверия к социальному обслуживанию в целом. При этом прослеживается низкая степень доверия к НКО и к социальным предприятиям по сравнению с государственным сектором. Однако практика волонтерства и взаимопомощи вызывает у респондентов позитивный отклик, что может быть учтено при разработке программ поддержки негосударственного социального сектора.