Новые институциальные формы социального обслуживания: векторы развития
Аннотация
Негосударственные социально-сервисные организации относятся к новым институциальным формам социального обслуживания. Их становление поддерживается и регулируется государством как институтом, ответственным за сферу общественного благосостояния. В статье рассмотрены государственные стратегии развития новых организаций – нормативно-правовое закрепление статуса новых исполнителей социальных услуг, вторичная институциализация, социальное инвестирование и государственно-частное партнерство (ГЧП), а также стратегии негосударственных организаций, складывающихся за счет гибридных форм, интеграции с другими НКО и социальными государственными учреждениями, инкорпорации в жилищные комплексы городской среды, применения инновационных / цифровых технологий социального обслуживания граждан. При этом каждая стратегия имеет свои преимущества и риски. Наше исследование показывает, что большинство региональных НКО ориентированы на финансовую и иную помощь государства. Немногочисленные, но более крупные и ресурсно-обеспеченные организации во многом представляют собой результат гибридного развития и, как правило, первоначально создавались как коммерческие предприятия. Приобретая статус НКО при вхождении в сферу социальных услуг и получая доступ к бюджетному финансированию, такие организации продолжают заниматься предпринимательством для сохранения финансовой устойчивости, наращивая конкурентные преимущества. Направленность некоммерческих организаций на выполнение социальной миссии и одновременно ориентация некоторых из них на конкурентные отношения, выступающих в качестве игроков рынка социальных услуг, образуют два основных вектора развития новых участников производства общественных благ. Рассмотренный в статье кейс социально сервисной организации, инкорпорированной в жилой комплекс, характеризуется клиент-ориентированностью, сочетающей черты гибридности и интегрированности, представляет перспективное направление развития негосударственных организаций социального обслуживания, реализация которого возможна в рамках государственно-частного партнерства. Исследование проведено с помощью качественных методов в форме интервью, состоявшихся в 2022 г., с представителями НКО, ресурсных центров, государственного учреждения. Концепции совместного производства общественных благ, социального партнерства и межсекторного взаимодействия составили теоретическую основу проведенного исследования.