Дискурсивные стратегии власти и НКО: манипуляция успехом и достижениями
Аннотация
В данной статье представлены результаты дискурс-анализа властной и публичной риторики, сопровождающей современные процессы трансформации социального государства. Исследования последних лет свидетельствуют о слабой информированности граждан о происходящих изменениях и сохраняющемся недоверии к ключевым субъектам социальной политики, особенно к новым, негосударственным поставщикам социальных услуг. В фокусе внимания находятся официальные выступления и интервью представителей министерства труда и социальной защиты, главы государства, представителей правительства и региональных министерств, а также руководителей НКО. Эмпирическую базу исследования составили 65 источников (стенограммы выступлений и журналистские статьи). Базируясь на идеях критического дискурс-анализа, а именно концепции Т. Ван Дейка, сделан акцент на том, как формируют дискурс ведомственные структуры, какие инструменты манипуляции используются для сохранения доминирующей позиции, а также как некоммерческий сектор отстаивает свое право на активное участие в реализации социальной политики. По итогам исследования сделан вывод, что основной дискурсивной стратегией власти и НКО является стратегия самопрезентации, цель которой заключается в формировании положительного имиджа в ситуации необходимости оправдания общественных ожиданий. Результаты показали, что информационное поле вокруг процессов трансформации социального государства с обеих сторон характеризуется стремлением к манипулированию, чрезмерному демонстрированию успехов, а не желанием комплексно представлять ситуацию в сфере социальных услуг с точки зрения критериев объективности, непредвзятости, авторитетности и правдивости. Существующий дискурс власти и НКО не способствует формированию институциального доверия к различным государственным и общественным структурам, ответственным за решение социальных проблем российского общества, и требует существенной корректировки.