Саморефлексия медицинского персонала детского инфекционного стационара в ситуации COVID‑19

  • Татьяна Новикова Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
  • Дмитрий Пирогов Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
  • Георгий Мурза-Дер Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Ключевые слова: COVID‑19, саморефлексия, медицинские работники, психологические факторы, профессиональное самоопределение

Аннотация

В статье представлены результаты качественного исследования саморефлексии медицинского персонала детского инфекционного стационара в ситуации COVID‑19. На момент проведения исследования специалисты работали в условиях «красной зоны» от шести до восьми месяцев. Ключевыми темами исследования выступили рефлексия врачами и медицинскими сестрами организационных изменений труда, анализ рисков COVID‑19, метарефлексивные размышления о профессии и собственном профессиональном будущем. Данные получены посредством полуструктурированных интервью сотрудников детского стационара. В исследовании принимали участие врачи и медицинские сестры. Полученные результаты отражают особенности субъективного восприятия медицинским персоналом работы в «красной зоне». Представлена рефлексивная оценка психоэмоционального состояния специалистов в связи с изменившимися условиями работы. Проанализировано изменение отношения врачей и медицинских сестер к собственной безопасности в связи с субъективным восприятием COVID‑19, формируемом в контексте расхождения в оценке опасности COVID‑19 из внешних источников и собственного опыта наблюдения течения заболевания в детском стационаре. Представлен рефлексивный анализ опыта столкновения медицинских работников с ситуациями дискриминации. Рассмотрены метарефлексивные размышления об изменениях восприятия себя как профессионала и собственной профессии в условиях COVID‑19. Сделаны выводы о том, что в условиях директивных изменений профессиональной деятельности рефлексия собственной роли как специалиста рассматривалась в спектре от совершения героического подвига до фаталистического принятия неизбежности. Когнитивный диссонанс между информацией получаемой из СМИ, и особенностями течения COVID‑19 у детей приводил к формированию неоднозначного отношения к вопросам о собственной безопасности и риску заражения, накладывал отпечаток на отношение к себе как возможному источнику инфицирования других. Отношение к себе и собственной профессии выражено тремя рефлексивными моделями: сохранение изначально существующего отношения к профессии; восприятие себя и собственной профессии в более позитивном ключе; кардинальное переосмысление своего профессионального будущего и важности медицинской профессии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Татьяна Новикова, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

К.филос.н., доцент, кафедра общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических
дисциплин и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России (ФГБОУ ВО СПбГПМУ), Санкт-Петербург,
Россия, ORCID: https://orcid.org/0000–0003–2238–0852. Электронная почта: tatolnov@gmail.com

Дмитрий Пирогов, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

К.мед.н., доцент, кафедра клинической психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский
государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России (ФГБОУ ВО СПбГПМУ), Санкт-Петербург, Россия. ORCID https://orcid.org/0000–0003–4617–4332. Электронная почта: icart.pirogov@gmail.com

Георгий Мурза-Дер, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Ст. преподаватель, кафедра логопатологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России (ФГБОУ ВО СПбГПМУ), Санкт-Петербург,
Россия. ORCID https://orcid.org/0000–0001–8198–3034. Электронная почта: George.murzader@gmail.com

Опубликован
2023-06-06
Как цитировать
НовиковаТ., ПироговД., & Мурза-ДерГ. (2023). Саморефлексия медицинского персонала детского инфекционного стационара в ситуации COVID‑19. The Journal of Social Policy Studies, 21(1), 79-94. https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-1-79-94
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19