Модели адаптации стационарных учреждений социального обслуживания к пандемии коронавируса

  • Дарья Карева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Оксана Синявская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Екатерина Шарепина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: стационарные учреждения социального обслуживания, пандемия коронавируса, модели адаптации, концепция кризисного управления, трансформирующая агентность

Аннотация

Пандемия COVID‑19 стала угрозой для здоровья и жизни жителей учреждений стационарного ухода, так как бóльшая часть из них имела заболевания, вызывающие осложнения несовместимые с жизнью, а высокая плотность размещения способствовала быстрому распространению инфекции. Статья посвящена анализу моделей адаптации учреждений ухода к вызовам пандемии, таким как необходимость соблюдения мер социальной дистанции, незапланированные траты, снижение доступности медицинской помощи на местах, трансформация режима жизни и работы сотрудников, изоляция постояльцев и связанные с этим психологические сложности. Собрано 25 полуструктурированных интервью с руководителями частных и государственных стационарных учреждений в 12 субъектах РФ, а также пять интервью с представителями региональных органов власти и НКО. Анализ трансформации деятельности учреждений проведен с позиции концепции кризисного управления. Выделены модели адаптации, которые построены на базе трех основных характеристик, описывающих действия учреждений – типы агентности, контроль и управление организацией, инструменты решения проблем. На пересечении соответствующих осей определены пять моделей адаптации, которые подчеркивают высокую роль проактивной позиции и трансформирующего действия в преодолении вызовов пандемии. Развитие теории трансформирующей агентности связано с выделением трех типов агентности – опосредованной, индивидуальной и коллективной, в зависимости от того, кто является инициатором действия и осуществляет контроль – внешний агент или структура, отдельный агент (лидер) или коллектив соответственно. Понимание механизмов перестройки деятельности в условиях вынужденной адаптации к пандемии может стать основой для выстраивания социальной структуры таких организаций в условиях трансформации действующей системы социального обслуживания в России, начатого в 2018 г.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Дарья Карева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мл.н.с., Институт социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: dkareva@hse.ru

Оксана Синявская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К.эконом.н., заместитель директора, Институт социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: osinyavskaya@hse.ru

Екатерина Шарепина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аспирант, Институт демографии имени А.Г. Вишневского, мл.н.с., Институт социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: eaandreeva@hse.ru

Опубликован
2023-06-06
Как цитировать
КареваД., СинявскаяО., & ШарепинаЕ. (2023). Модели адаптации стационарных учреждений социального обслуживания к пандемии коронавируса. The Journal of Social Policy Studies, 21(1), 61-78. https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-1-61-78
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19