«Оттолкнулись от дна и пошли дальше»: стратегии совладания с кризисом крафтовых предпринимателей Санкт-­Петербурга

  • Алина Майборода Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Яна Крупец Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Юлия Епанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: молодежное предпринимательство, крафтовая экономика, стратегии совладания, кризис, COVID‑19

Аннотация

Крафтовая экономика является частью динамично развивающейся в мегаполисах креативной экономики. В нее входят ремесленное производство и услуги с высоким значением культурных и ценностных составляющих предпринимательства, противостоящие массовому производству и концентрирующиеся на аутентичном индивидуальном продукте, а также создающие особое мильё. Исследования показывают, что данная сфера в последнее время становится все более привлекательной для молодых предпринимателей, предоставляя возможности для самореализации, «страстной работы» и самоидентификации, при этом не требуя больших капиталов для старта и развития. Реализуя проект lifestyle entrepreneurship, молодые крафтовые предприниматели руководствуются не только экономической рациональностью, стремясь не столько к наращиванию экономических мощностей, сколько к выстраиванию «своего» дела в соответствии с определенной системой ценностей. Однако в условиях пандемии COVID‑19 такая ограниченность капиталов сделала микробизнесы особо уязвимыми на рынке. В статье анализируются трудности, с которыми столкнулись молодые крафтовые предприниматели Санкт-­Петербурга в условиях пандемии COVID‑19 в ведении своего дела, а также используемые ими стратегии совладания с кризисом. Статья основана на материалах исследования, проведенного в 2021 г. Эмпирическую базу составили 52 лейтмотивных биографических интервью. Исследование показало, что несмотря на ретроспективно выстраиваемую в большинстве интервью риторику нормализации кризиса, информанты отмечают, что пандемия привела к радикальной трансформации предпринимательской инфраструктуры, разрушив наработанные схемы поставок и продаж, ограничив возможности доступа к рабочим местам и производствам. В сочетании с падением спроса эти изменения поставили перед информантами задачу преодоления кризиса, поиска различных способов реагирования на новые вызовы. В результате анализа выделяются четыре стратегии совладания, актуализирующиеся в условиях пандемии COVID‑19: «сыграть на опережение», «поставить на паузу», «работать на будущее» и «управлять стрессом». При этом, если последние три, несмотря на свою эффективность в отношении сохранения бизнеса, могут быть рассмотрены скорее как пассивные, то первая является примером переопределения своей «слабой» экономической позиции, за счет активного создания своих «правил игры».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Алина Майборода, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мл. н. с., приглашенный прподаватель, Департаемент социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: avmaiboroda@gmail.com

Яна Крупец, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К. социол. н., заместитель директора, Центр молодежных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: ykrupets@hse.ru

Юлия Епанова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К.культ.н., н. с., Центр молодежных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: yepanova@hse.ru

Опубликован
2023-06-05
Как цитировать
МайбородаА., КрупецЯ., & ЕпановаЮ. (2023). «Оттолкнулись от дна и пошли дальше»: стратегии совладания с кризисом крафтовых предпринимателей Санкт-­Петербурга. The Journal of Social Policy Studies, 21(1), 45-60. https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-1-45-60
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19