Недоступная доступная среда: анализ состояния инклюзивного образования в зарубежных вузах

  • Мишель Дебренн Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  • Артём Рыкун Томский государственный университет
  • Елена Сухушина Национальный исследовательский Томский государственный университет
  • Ольга Мин Национальный исследовательский Томский государственный университет
Ключевые слова: инклюзивное высшее образование, США, Франция, защита прав, студенты с ОВЗ

Аннотация

Доля людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет около 15 % от общего населения, что делает инвалидов самым многочисленным меньшинством в мире. Однако их охват системой высшего образования продолжает оставаться чрезвычайно низким. В ЕС от 24 % людей с инвалидностью имеют высшее образования, против 36 % без инвалидности, в Индии эта доля составляет только 0,63 % от общего числа студентов вузов. На основе анализа статистических данных, законодательных актов, регулирующих взаимодействие вузов с сот­рудниками-­инвалидами и СОВЗ, вузовских документов, отчетов специализированных служб, судебных кейсов, материалов академических и ведомственных изданий рассматриваются стратегии и практики по обеспечению доступности образования студентам с инвалидностью, выделяются проблемы. Представлены кейсы США, имеющих один из самых высоких показателей в мире соотношения количества студентов-­инвалидов, и Франции, имеющей существенно меньшую долю СОВЗ, но располагающей развитыми институциальными механизмами обеспечения их прав. Анализируются примеры Университетов Тулейн (Новый Орлеан), Бордо и Эколь Политекник, представляющих как разные типы вузов, так и различающиеся политики во отношении СОВЗ. Общим для Франции и США является то, что инвалидность воспринимается дифференцированно, в зависимости от того с каким типом мы имеем дело. Общество признает легитимными требования о помощи со стороны лиц с видимой инвалидностью, но относится с недоверием к инвалидам с психическими заболеваниями, явные внешние проявления инвалидности у которых отсутствуют. В статье делаются выводы о заметных расхождениях в соблюдении прав инвалидов между Францией и США как на уровне механизмов и практик, так и на уровне результатов, в частности, представленности СОВЗ в вузах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Мишель Дебренн , Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

Д.филол.н., доцент, профессор, кафедра романо-­германской филологии, Гуманитарный институт, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия. ORCID ID 0000–0002–0147–5986. Электронная почта: micheledebrenne@gmail.com

Артём Рыкун, Томский государственный университет

Д.социол.н., профессор, заведующий кафедрой социальной работы, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия. Электронная почта: a_rykun@mail.ru

Елена Сухушина, Национальный исследовательский Томский государственный университет

К.филос.н., доцент, кафедра социальной работы, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия. Электронная почта: elsukhush@inbox.ru

Ольга Мин, Национальный исследовательский Томский государственный университет

Эксперт, центр языковых компетенций, управление международных связей, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия. Электронная почта: omin@ums.tsu.ru

Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
Дебренн М., РыкунА., СухушинаЕ., & МинО. (2022). Недоступная доступная среда: анализ состояния инклюзивного образования в зарубежных вузах. The Journal of Social Policy Studies, 20(4), 671-684. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-4-671-684