Недоступная доступная среда: анализ состояния инклюзивного образования в зарубежных вузах
Аннотация
Доля людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет около 15 % от общего населения, что делает инвалидов самым многочисленным меньшинством в мире. Однако их охват системой высшего образования продолжает оставаться чрезвычайно низким. В ЕС от 24 % людей с инвалидностью имеют высшее образования, против 36 % без инвалидности, в Индии эта доля составляет только 0,63 % от общего числа студентов вузов. На основе анализа статистических данных, законодательных актов, регулирующих взаимодействие вузов с сотрудниками-инвалидами и СОВЗ, вузовских документов, отчетов специализированных служб, судебных кейсов, материалов академических и ведомственных изданий рассматриваются стратегии и практики по обеспечению доступности образования студентам с инвалидностью, выделяются проблемы. Представлены кейсы США, имеющих один из самых высоких показателей в мире соотношения количества студентов-инвалидов, и Франции, имеющей существенно меньшую долю СОВЗ, но располагающей развитыми институциальными механизмами обеспечения их прав. Анализируются примеры Университетов Тулейн (Новый Орлеан), Бордо и Эколь Политекник, представляющих как разные типы вузов, так и различающиеся политики во отношении СОВЗ. Общим для Франции и США является то, что инвалидность воспринимается дифференцированно, в зависимости от того с каким типом мы имеем дело. Общество признает легитимными требования о помощи со стороны лиц с видимой инвалидностью, но относится с недоверием к инвалидам с психическими заболеваниями, явные внешние проявления инвалидности у которых отсутствуют. В статье делаются выводы о заметных расхождениях в соблюдении прав инвалидов между Францией и США как на уровне механизмов и практик, так и на уровне результатов, в частности, представленности СОВЗ в вузах.