Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля

  • Ольга Савинская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Наталия Лебедева Казанский федеральный университет
  • Ксения Вилкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: гендерное неравенство, высшее образование, STEM-образование, гендерные стереотипы, угроза подтверждения стереотипа, имплицитные теории

Аннотация

В статье представлен обзор публикаций об измерении и анализе гендерных стереотипов в высшем образовании, опубликованных в международных журналах за последние тридцать лет (1990–2020) с целью систематизировать теоретико-­методологические подходы к определению гендерных стереотипов в STEM-образовании и обозначить их роль в трансформационных процессах современного высшего образования и развитии социокультурной открытости современных университетских сред. Для достижения цели использованы как открытые (Google Scholar), так и закрытые (JSTOR, EBSCO, Scopus, Web of Science, American Psychological Association) базы научных публикаций. В результате отбора для анализа использована 61 статья, посвященная следующим темам: способность и уверенность в своих способностях в STEM-предметах, самооценка, настойчивость, гендерные роли, мотивация, ценности, социальный дискомфорт, низкая доля девушек в технических специальностях, гендерный разрыв в достижениях, неравномерный отсев студентов, разные карьерные планы. Одним из критериев отбора и фактором измерения послужили гендерные стереотипы в высшем образовании. На основе проанализированных статей предлагается определение гендерных стереотипов, выделяются позитивные и негативные стереотипы и их значение для формирования неравенства, подробно описываются популярные психологические теории гендерных стереотипов – угроза подтверждения стереотипа и имплицитные теории, описываются методики их измерения. Раскрывается, как гендерные стереотипы позволяют изучить основные аспекты гендерного неравенства в высшем образовании: статус меньшинства в академической среде, связь гендерной и профессиональной идентичности, мотивация, настойчивость и студенческий отсев, устойчивость в получении STEM-профессии. Обозначается необходимость дальнейшего межстранового исследования и развития методик измерения гендерного неравенства. Ставится вопрос о возможности осознанного выбора профессионального пути в современном высшем образовании.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ольга Савинская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

К. с. н., доцент, Департамент социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва. Электронная почта: osavinskaya@hse.ru

Наталия Лебедева, Казанский федеральный университет

Н. с., институт «Психологии и образования», Казанский федеральный университет, Казань, Россия; аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: natty.lebedeva@gmail.com

Ксения Вилкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

мл. н. с., Центр социологии высшего образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: kvilkova@hse.ru

Опубликован
2022-12-20
Как цитировать
СавинскаяО., ЛебедеваН., & ВилковаК. (2022). Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля. The Journal of Social Policy Studies, 20(3), 505-520. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-505-520
Раздел
ФАКТОРЫ НЕРАВЕНСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА