Модель фильтрации информации в социальных медиа

  • Вероника Грушевская Уральский федеральный университет
Ключевые слова: рекомендательные системы, алгоритмы, коммуникация, медиапотребление, социальные медиа

Аннотация

В условиях цифровой цивилизации искусственный интеллект оказывает существенное влияние на селекцию информационных потоков. Алгоритмы социальных сетей и поисковых систем отбирают контент с опорой на данные об интересах и поведении пользователя и его окружения. Однако характер массовых коммуникаций определяет не только автоматизированная селекция, но и сложная совокупность медийных, рекламных и рыночных процессов. Таким образом, необходимо систематизировать знания, описывающие распространение массмедийного контента в цифровой среде. В научной литературе только начинают анализироваться свой­ства медиасреды и ее влияния на человека и общество. Отдельные исследования и наблюдения описывают принципы распространения информации в социальных медиа, методы продвижения контента, новые возможности и трансформации медиасреды. Ученые фиксируют ряд дисфункций: эхо-камеры, возможности манипулирования общественным мнением на основе микротаргетинга и фальсификации реальности, ограничения выбора, связанные с естественным формированием пузырей фильтров, предвзятой и непрозрачной работой сервисов, диспропорциями медийной и рекламной активности разных социальных групп. В работе систематизированы актуальные научные публикации, описывающие процессы распространения и фильтрации информации в сетевых медиа, и проблемы, с ними связанные. Обзор научной литературы дополнен данными серии глубинных интервью с представителями молодежи Екатеринбурга, регулярно просматривающими контент популярных видеоблогов, которые проводились в 2021 г. с целью выявления объяснений привычек использования видеоблогов. Полученные данные позволили дополнить существующие модели автоматизированной селекции информации рядом важных социальных, когнитивных и психологических факторов селекции контента на этапе медиапотребления. В работе фиксируется общность дискурсивных принципов оформления развлекательного контента, доминирующего в видеоблогах, с массовыми дискурсивными феноменами, характерными для развлекательного сегмента традиционной журналистики, их гедонистическая направленность. Проанализированы вирусность и коллаборации как методы продвижения контента в видеоблогах, выявлены дискурсивные и стилистические маркеры и приемы, способствующие распространению информации. К таким маркерам можно отнести игровое начало, коллаборации, повышенную эмоциональность, провокационность и презентационность. Результатом работы стала модель фильтрации информации в социальных медиа, учитывающая индивидуальный, технологический, социальный, рекламный, дискурсивный и стратегический факторы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Вероника Грушевская, Уральский федеральный университет

К.филол.н., доцент, кафедра интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия. Электронная почта: v.iu.grushevskaia@urfu.ru

Опубликован
2022-12-20
Как цитировать
ГрушевскаяВ. (2022). Модель фильтрации информации в социальных медиа. The Journal of Social Policy Studies, 20(3), 393-406. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-393-406
Раздел
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА