Жить с Алисой: как голосовые помощники трансформируют практики коммуникации?

  • Сергей Ушкин Научный центр социально-­экономического мониторинга
  • Екатерина Коваль Средне-­Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции
  • Александр Яськин Научный центр социально-­экономического мониторинга
Ключевые слова: «умные» колонки, голосовые помощники, искусственный интеллект, человеко-­машинное взаимодействие, искусственная социальность

Аннотация

«Умные» колонки с голосовыми помощниками, в основе которых лежат технологии искусственного интеллекта, постепенно входят в повседневную жизнь россиян. Устройства становятся доступными, рынок постоянно расширяется. В исследованиях, описывающих природу человеко-­машинного взаимодействия, анализируются следствия трансформации социальных практик при использовании «умных колонок», обсуждаются вопросы об этичности использования женского голоса, изучаются проблемы конфиденциальности пользователей таких гаджетов. Настоящая статья сосредоточена на изучении реконфигурации социальных отношений пользователя и голосового помощника, где оба субъекта обладают собственной агентностью по отношению друг к другу. Основной исследовательский вопрос – как устроены повседневные практики человеко-­машинного взаимодействия, особенно в ситуациях коммуникативных сбоев, когда привычный сценарий общения нарушается ввиду специфики искусственного интеллекта. Проблемы такого рода могут быть как в источнике, так и в приемнике, однако необходимо разобраться, какие эмоции испытывают при этом люди и какие выводы делают для себя. Эмпирическая база исследования – 20 полуструктурированных интервью с пользователями «умных» колонок, проживающих в Саранске – типичном городе Среднего Поволжья. Частично реализован «диадный» подход к интервьюированию для выявления особенностей детской и не-детской коммуникации с гаджетами. Исследование носит разведывательный характер и в российской социологической практике осуществляется впервые. На основании полученной информации выделены мотивы использования голосовых помощников и основные типы человеко­машинного взаимодействия, описаны причины коммуникативных сбоев и реакции на них. Рассмотрены перспективы человеко­машинного взаимодействия и вероятность реализации в его рамках нормативных поведенческих моделей, присущих отношениям «человек-­человек». Особый упор сделан на анализе коммуникации детей и голосовых помощников, поскольку именно дети в силу своего возраста проявляют наибольшую эмпатию к ним. Вероятностные оценки позволили разделить пользователей на три группы: технооптимисты, технореалисты и технопессимисты, а также дать позитивный прогноз о развитии в обозримом будущем искусственной социальности, гуманизации отношений между людьми и «умными» устройствами, и, как следствие, интеграции последних в социальную политику государства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Сергей Ушкин, Научный центр социально-­экономического мониторинга

К.социол.н., в. н. с., отдел мониторинга социальных процессов, Научный центр социально-­экономического мониторинга, Саранск, Россия; исследовательский менеджер, Практика региональных исследований и консультирования, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Москва, Россия. Электронная почта: ushkinsergey@gmail.com

Екатерина Коваль, Средне-­Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции

Д.философ.н., г. н. с., отдел научных исследований, Средне-­Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранск, Россия. Электронная почта: nwifesc@yandex.ru

Александр Яськин, Научный центр социально-­экономического мониторинга

К.эконом.н., с. н. с., отдел мониторинга социальных процессов, Научный центр социально-экономического мониторинга, Саранск, Россия. Электронная почта: summers88@mail.ru

Опубликован
2022-12-20
Как цитировать
УшкинС. Г., КовальЕ., & ЯськинА. (2022). Жить с Алисой: как голосовые помощники трансформируют практики коммуникации?. The Journal of Social Policy Studies, 20(3), 361-376. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-361-376
Раздел
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА