Электронная самозанятость в старшем возрасте: мечта длиною в жизнь и монетизация деловых связей

  • Мария Картузова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: самозанятость старших возрастов, платформенная занятость, гибкий график, сарафанное радио, личный бренд

Аннотация

Старение населения в трудоспособном возрасте продолжается. Однако работодатели по-прежнему предпочитают нанимать более молодых сотрудников. Как следствие, старшие возраста активно вытесняются с рынка труда. Эта тенденция характерна не только для европейских развитых стран, но и для России. Люди старших возрастов вынуждены задумываться об альтернативных трудовых стратегиях, чтобы обеспечить не только свою выживаемость, но и поддерживать свои семьи. Самозанятость посредством цифровых платформ выступает в этом случае как одна из альтернатив работы по найму. Благодаря современному уровню развития IT, электронные платформы позволяют находить разовую работу и краткосрочные проекты без привязки к местоположению исполнителя, стирая границы государств с одной стороны, и открывая безграничные возможности для ненормированного рабочего дня и самоэксплуатации самозанятого – с другой. Цель статьи – определить мотивы, которыми руководствуются люди старших возрастов при переходе к самозанятости посредством цифровых платформ. В основу эмпирической части легло пилотное исследование, основанное на анализе 15 полуструктурированных интервью, проведенных с русскоязычными самозанятыми в возрасте от 50 лет и старше, проживающими на территории России. Среди респондентов были водители такси, тренеры, переводчики, репетиторы, копирайтеры, иллюстраторы и программисты. Использован подход обоснованной теории. В центре внимания – преимущества платформенной занятости (автономность и гибкие условия труда), а также мотивы самих самозанятых (монетизация хобби и деловых связей). Людей старшего возраста в самозанятости посредством электронных платформ привлекает возможность самостоятельного управления работой в рамках, ограниченных платформами; гибкие условия труда (место и время работы); и шанс монетизировать свое хобби и ранее накопленные деловые связи. Причем последние можно монетизировать как в явном виде – через сарафанное радио для привлечения новых заказов, так и опосредованно – через получение эмоциональной поддержки и укрепление собственного бренда.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Мария Картузова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аспирант школы социологических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: mkartuzova@hse.ru

Опубликован
2022-04-23
Как цитировать
КартузоваМ. В. (2022). Электронная самозанятость в старшем возрасте: мечта длиною в жизнь и монетизация деловых связей. The Journal of Social Policy Studies, 20(1), 113-124. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-113-124
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ