Электронная самозанятость в старшем возрасте: мечта длиною в жизнь и монетизация деловых связей

  • Мария Картузова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: самозанятость старших возрастов, платформенная занятость, гибкий график, сарафанное радио, личный бренд

Аннотация

Старение населения в трудоспособном возрасте продолжается. Однако работодатели по-прежнему предпочитают нанимать более молодых сотрудников. Как следствие, старшие возраста активно вытесняются с рынка труда. Эта тенденция характерна не только для европейских развитых стран, но и для России. Люди старших возрастов вынуждены задумываться об альтернативных трудовых стратегиях, чтобы обеспечить не только свою выживаемость, но и поддерживать свои семьи. Самозанятость посредством цифровых платформ выступает в этом случае как одна из альтернатив работы по найму. Благодаря современному уровню развития IT, электронные платформы позволяют находить разовую работу и краткосрочные проекты без привязки к местоположению исполнителя, стирая границы государств с одной стороны, и открывая безграничные возможности для ненормированного рабочего дня и самоэксплуатации самозанятого – с другой. Цель статьи – определить мотивы, которыми руководствуются люди старших возрастов при переходе к самозанятости посредством цифровых платформ. В основу эмпирической части легло пилотное исследование, основанное на анализе 15 полуструктурированных интервью, проведенных с русскоязычными самозанятыми в возрасте от 50 лет и старше, проживающими на территории России. Среди респондентов были водители такси, тренеры, переводчики, репетиторы, копирайтеры, иллюстраторы и программисты. Использован подход обоснованной теории. В центре внимания – преимущества платформенной занятости (автономность и гибкие условия труда), а также мотивы самих самозанятых (монетизация хобби и деловых связей). Людей старшего возраста в самозанятости посредством электронных платформ привлекает возможность самостоятельного управления работой в рамках, ограниченных платформами; гибкие условия труда (место и время работы); и шанс монетизировать свое хобби и ранее накопленные деловые связи. Причем последние можно монетизировать как в явном виде – через сарафанное радио для привлечения новых заказов, так и опосредованно – через получение эмоциональной поддержки и укрепление собственного бренда.

Скачивания

Биография автора

Мария Картузова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аспирант школы социологических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: mkartuzova@hse.ru

Опубликован
2022-04-23
Как цитировать
КартузоваМ. В. (2022). Электронная самозанятость в старшем возрасте: мечта длиною в жизнь и монетизация деловых связей. The Journal of Social Policy Studies, 20(1), 113-124. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-113-124
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ