О вопросах гендерного баланса в руководстве университетов в России и за рубежом
Аннотация
Гендерное равенство и гендерный баланс являются общемировыми проблемами и входят в состав целей устойчивого развития ООН, принятых в 2015 г. Наше исследование рассматривает эти проблемы в одном из аспектов: в статье проводится анализ гендерного баланса в руководстве российских университетов на предмет закономерностей и тенденций в изучаемой сфере. Объектом исследования являются 708 государственных и частных российских университетов, предоставивших сведения в рамках Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Кроме того, проанализировано 120 зарубежных университетов, входящих в рейтинг QS, Великобритании, Германии, Канады, Китая, США и Японии. Анализ гендерного баланса проводился на разных уровнях: среди руководства университетов, среди докторантов и работников профессорско-преподавательского состава. По итогам проведенного исследования подтверждение нашла гипотеза о том, что тенденции, характерные для стран с развитой экономикой, аналогичны российским: наблюдается относительный гендерный баланс в сфере высшего образования в целом, но низкая доля женщин в категории высших руководящих должностей данной сферы. Так, доля женщин среди работников профессорско-преподавательского состава достигает 58%, среди аспирантов – 45%, при этом доля женщин среди руководителей университетов составляет 27%. В отдельных группах российских университетов доля женщин среди ректоров колеблется от 7% в национальных исследовательских университетах до 18% в опорных университетах, а в более широко понимаемом руководстве – от 14% до 26% по двум типам университетов соответственно. Практическая значимость исследования заключается в сопоставлении тенденций, свойственных России и странам с развитой экономикой в вопросе достижения гендерного баланса в сфере высшего образования, выделению специфических особенностей. Результаты исследования могут быть использованы как другими исследователями для развития данной тематики, так и для выработки государственной политики в этом направлении.