Гендерный дисбаланс в сфере науки: объективная статистика и субъективные смыслы

  • Ксения Таракановская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: гендерный дисбаланс, баланс жизни и труда (карьеры), преподавательница, исследовательница, университет

Аннотация

В статье раскрывается проблематика гендерного дисбаланса в университетах сквозь призму баланса жизни и труда. Анализируются статистика в сфере науки и образования по гендерным показателям и смысловые конструкты проявления гендерного дисбаланса через концепт баланса жизни и труда. Статистические данные демонстрируют гендерный разрыв на всех ступенях научной карьерной лестницы (сохранение феномена «стеклянного потолка»), а субъективные смыслы показывают, что женщины ищут компромисс между карьерными амбициями и семьей. Возможность совмещения личной жизни и научной карьеры рефлексируется, но с определенными оговорками. Свою идентичность они связывают прежде всего с ролью матери, а в профессиональном плане чаще с ролью преподавателя. При этом отмечают худшее положение женщин с точки зрения темпов карьерного роста. Это отражается и во внутриуниверситетской статистике распределения профессорско-­преподавательского состава по наличию ученых степеней. Рассмотренный кейс показывает, что среди мужчин чаще встречаются профессора и доценты (их карьера идет более быстрыми темпами), тогда как женщины чаще занимают позиции старшего преподавателя. Причины этого кроются в выборе женщин в пользу построения семьи. При этом такой выбор делается под влиянием установившегося гендерного порядка. Делая выбор в пользу семьи, женщины выбирают карьеру преподавателя, а не ученого, что позволяет оптимизировать временны́е затраты на работу и домашние обязанности. Академическая сфера производит дополнительное давление на женщин, требуя максимальной научной производительности, фактически не предоставляя никакой поддержки. Как результат – меньшая включенность женщин в научно-­исследовательскую деятельность, в руководство научными подразделениями, отделами, кафедрами. Исследование показало, что формально для женщин нет ограничений в построении академической карьеры, но существуют неявные гендерные барьеры, обусловленные как институциональными особенностями, так и нормативным типом семьи, материнства и отцовства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ксения Таракановская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аспирантка, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; исследовательский менеджер, ВЦИОМ, Москва, Россия. Электронная почта: ktarakanovskaya@hse.ru

Опубликован
2022-04-23
Как цитировать
Таракановская, К. С. (2022). Гендерный дисбаланс в сфере науки: объективная статистика и субъективные смыслы. The Journal of Social Policy Studies, 20(1), 53-66. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-53-66
Раздел
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ