Интерсубъективность в асимметричном взаимодействии
Аннотация
Традиционной точкой отсчета для исследований в области этнометодологии и конверсационного анализа (EMCA) является компетентный член общества, демонстрирующий в своих действиях, как были поняты предшествующие действия. Публичная видимость взаимных интерпретаций обеспечивает взаимопонимание, поскольку ошибки сразу становятся заметными. Это условие не всегда выполняется в асимметричном взаимодействии, у участников которого способы восприятия окружающего мира отличаются. Ярким примером являются люди с инвалидностью, которая «закрывает» для них одни регистры взаимодействия и открывает другие. В статье обсуждаются условия достижения взаимопонимания в таком случае. Рассматривается конверс-аналитическая концептуализация взаимопонимания, или интерсубъективности, как локального достижения, обеспечиваемого фундаментальными структурами взаимодействия, такими как система чередования говорящих в разговоре. Такая концептуализация не дает ответа на вопрос, что делает возможным взаимопонимание, когда у участников неравный доступ к этим структурам. В статье аргументируется, что эффективность структур взаимодействия в обеспечении взаимопонимания сама основана на приобретаемой способности ориентироваться на другого. Автор предлагает называть эту способность интерсубъективностью и отличать ее от взаимопонимания внутри ситуации. Также рассматриваются телесность и речь в качестве фундаментальных оснований интерсубъективности. Демонстрируется, что замена одного ресурса другим (например, использование синтезатора речи) успешна только если участники телесно ориентированы друг на друга. Организация разговора, направленная на обеспечение взаимопонимания, в асимметричном взаимодействии может препятствовать его достижению из-за того, что привычные структуры взаимодействия продолжают использоваться в фоновом режиме. Автор иллюстрирует эти тезисы на основании примеров современных эмпирических исследований из области EMCA.