Разговор в инклюзивной мастерской

  • Екатерина Руднева  Институт лингвистических исследований РАН
Ключевые слова: конверсационный анализ, аутизм, инклюзивная мастерская, ментальные особенности, нарушения хода взаимодействия

Аннотация

В статье анализируются фрагменты видеозаписи, сделанной в инклюзивной мастерской. Участники взаимодействия – инструктор, двое сотрудников с ментальными особенностями и два волонтера. Находясь за столом в керамической мастерской, они занимаются рабочими делами и ведут беседу о животных. Основной метод исследования – конверсационный анализ – дополнен этнографическими: включенным наблюдением (автор посещала организацию в качестве волонтера) и интервью. В статье обсуждаются обстоятельства сбоев (а также их отсутствия) во взаимодействии с участием людей с ментальными особенностями на рабочем месте. Выясняется, каким образом на достижение взаимопонимания влияют (а) особенности речи участников, (б) информация о том, что у кого-то есть ментальные особенности и (в) переключение между рабочей деятельностью и разговором на отвлеченную тему. В материале представлены случаи заикания, а также отсутствия ответа на вопрос и побуждение, которые нарушают или меняют ход взаимодействия (pro­gressivity). Демонстрируется, что сбои в коммуникации – результат взаимодействия со всеми его обстоятельствами, а не нарушений отдельных участников. Одни и те же действия (заикание, отсутствие ответа или резкая смена темы) в одних случаях приводят к значительным нарушениям хода взаимодействия, а в других – нет, благодаря действиям собеседников. Нарушения или изменения хода взаимодействия обусловлены, прежде всего, тем, что участники по-разному переключаются между беседой и ручным трудом, не всегда реагируя на реплики друг друга (так, аутичный сотрудник не сразу реагирует на побуждение вернуться к работе, а инструктор не отвечает на несколько его вопросов, предлагающих для обсуждения новых животных). Нарушение последовательности, а именно отсутствие ответа на вопрос, демонстрируется со стороны участника без так называемых ментальных особенностей, и соответственно не связывается с неполной прагматической компетенцией. При этом аналогичное нарушение последовательности со стороны человека с ментальными особенностями может быть объяснено собеседниками именно наличием этих особенностей. В целом, несмотря на некоторые сбои, в инклюзивной мастерской поддерживается связный разговор, тем самым достигается цель и реализуется идеология инклюзивного пространства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Екатерина Руднева , Институт лингвистических исследований РАН

К.филол.н., научный сотрудник, Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: katja1985mt@yandex.ru

Опубликован
2021-12-29
Как цитировать
Руднева , Е. А. (2021). Разговор в инклюзивной мастерской. The Journal of Social Policy Studies, 19(4), 565-584. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-4-565-584
Раздел
КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИНВАЛИДНОСТИ