Цифровой капитал потребителей социальных услуг: факторы влияния и потребность в инвестициях
Аннотация
Цифровизация является одним из стратегических направлений реформирования социальных услуг и предпосылкой повышения их качества и доступности для различных целевых групп современного общества. В последние годы проблемы цифровизации занимают значительное место в социальных исследованиях, однако недостаточно внимания уделяется рассмотрению процесса цифровизации с точки зрения клиентов социальных услуг. Цель статьи – частично восполнить этот пробел. Представлены результаты исследования, направленного на разработку концепции "цифрового капитала" нынешних и потенциальных потребителей социальных услуг, включавшего анализ их цифровой грамотности, использования Интернета, а также технических возможностей и готовности российских граждан получать социальные услуги в режиме онлайн. Анализ цифрового капитала потребителей социальных услуг опирается на данные Федеральной службы статистики и Единой информационной системы социального обеспечения, а также на результаты опроса о социальных услугах, проведенного среди жителей Санкт-Петербурга и Екатеринбурга в 2019 году. Результаты исследования свидетельствуют о наличии различных барьеров на пути развития цифровизации социальных услуг. Помимо инфраструктурных проблем, наличия/отсутствия цифровых средств коммуникации и ИКТ-компетенций у граждан, прежде всего социально уязвимых слоев, необходимо выделить социально–психологические барьеры: непонимание и недоверие отдельных социальных групп – прежде всего старших возрастных – к цифровым технологиям. То есть существует недостаточный цифровой капитал. Преодоление выявленных барьеров может быть достигнуто путем инвестирования в цифровой капитал потребителей социальных услуг.