Региональные системы социального предпринимательства в России: типология, факторы развития, ключевые противоречия
Аннотация
В России в последнее десятилетие актуализируется дискуссия вокруг социального предпринимательства, основу которой составляет проблематика более эффективного (по сравнению с бюджетными организациями) решения социальных проблем. Основными акторами, которые претендуют на статус социального предпринимателя, выступают социально ориентированные некоммерческие организации и субъекты малого и среднего бизнеса. В российских регионах формируется три механизма институциализации социального предпринимательства. Первый связан с развитием системы социальных инвестиций как со стороны государства, так и со стороны крупного бизнеса. Второй – с попыткой российского правительства включить негосударственные организации в систему государственной социальной политики через участие в предоставлении социальных услуг населению. Третий – с нормативным закреплением статуса социального предприятия. Ими должны стать субъекты малого и среднего бизнеса, реализующие социальную миссию. В статье анализируются особенности реализации двух первых механизмов в российских регионах. Важность рассмотрения социального предпринимательства через региональную призму связана с тем, что сегодня российские регионы развиваются неравномерно. В качестве информационной базы исследования автор использует собранные им данные, характеризующие систему государственных и негосударственных социальных инвестиций в России, а также региональные реестры поставщиков социальных услуг. На основе кластерного анализа осуществляется типология российских регионов с точки зрения развитости региональных социально-предпринимательских систем. Делается вывод о конкуренции социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего бизнеса на рынке социально-предпринимательских услуг. Развитие социально-предпринимательских практик в российских регионах характеризуется как низкое, выделяются три фактора, влияющих на такое положение дел: социально-экономическое развитие конкретного региона, уровень социальных инвестиций, наличие и эффективность институтов поддержки социального предпринимательства (таких как центры инноваций социальной сферы). Выявлен ряд непреднамеренных последствий государственной политики в России, которые тормозят развитие социального предпринимательства. Наиболее значимыми из них являются: укрепление межсекторных границ между некоммерческим сектором и бизнес-сообществом, снижение мотивации предпринимателей для развития социально-предпринимательских практик, доминирование бюджетных организаций на рынке социальных услуг.